О НАЦИОНАЛИЗМЕ
1. Идея нации
Проблема истинного национализма разрешима только в связи с
духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа
и притом именно к его духовному своеобразию.
Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство
своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным,
несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений. Родина есть нечто единое
для многих. Каждый из нас может сказать про нее: «это моя родина», и
будет прав; все сразу могут сказать про нее: «это моя родина, это наша
родина», и все будут правы. Родина есть великое лоно, объединяющее всех
своих сынов так, что каждая душа соединена с нею нитью живой связи; и эта связь
сохраняется даже тогда, когда кто-нибудь почему-нибудь не культивирует ее,
пренебрегает ею и совсем не думает о ней. Не во власти человека — перестать
быть силою, призванною и способною к духовной жизни; не во власти человека
оторваться душою от той среды, которая его взрастила, погасить свой
национально-духовный облик и, раз надышавшись родного духа, сделать себя действительно
лишенным духа и родины. Но для того, чтобы найти свою родину и слиться с нею
чувством и волею, и жизнью, необходимо жить духом и беречь его в себе и,
далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или
хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить —
свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа, и творчески
утвердить себя в силах и средствах этой последней, т. е., напр., принять русский
язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское
правосознание, русское историческое миросозерцание и т. д. — как свои
собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие,
общение, взаимодействие и общность в духе; признать, что творцы и создания его
духовной культуры суть мои вожди и мои достижения. Мой
путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к Духу и Богу есть мое
восхождение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной
жизни.
Такое слияние патриота с его родиной ведет к чудесному и
плодотворному отождествлению их духовных энергий.
В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется
всеми личными силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник
творческой энергии, во всенародном духовном подъеме. И это взаимное духовное
питание, возвращаясь и удесятеряя силы, дает человеку непоколебимую веру в
его родину. Сливая мою жизнь с жизнью моей родины, я испытываю дух моего
народа как безусловное благо и безусловную силу, как некую Божию
ткань на земле и в то же время я отождествляю себя с этой живой силой
добра: я чувствую, что я несом ею, что я силен ее силою, что
я прав ее правдою и правотою, что я побеждаю ее победами; я
становлюсь живым сосудом или живым органом моего отечества, а в нем имею
свое духовное гнездо. На этом пути любовь к родине соединяется с верою
в нее, с верою в ее призвание, в творческую силу ее духа, в тот грядущий
расцвет, который ее ожидает. Что бы ни случилось с моим народом, я знаю верою и
ведением, любовью и волею, живым опытом и победами прошлого, что мой народ
не покинут Богом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны,
что тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч, именно так, как
это выражено у Пушкина:
Но в искушеньях долгой кары
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат1.
Нельзя любить родину и не верить в нее, ибо родина есть живая
духовная сила, пребывание в которой дает твердое ощущение ее блага, ее
правоты, ее энергии и ее грядущих одолении. Вот почему отчаяние в
судьбах своего народа свидетельствует о начавшемся отрыве от него, об угасании
духовной любви к нему. Но верить в родину может лишь тот, кто живет ею,
вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею истоки своей творческой воли и
своего духовного самочувствия.
Любить свой народ и верить в него, верить в то, что он справится
со всеми историческими испытаниями, восстанет из крушения очистившимся и
умудрившимся, не значит закрывать себе глаза на его слабости,
несовершенства, а может быть, и пороки. Принимать свой народ за
воплощение полного и высшего совершенства на земле* было бы
сущим тщеславием, больным националистическим самомнением.
Настоящий патриот видит не только духовные пути своего
народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не
предается беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной
остротой. Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его
слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с
ними*. Национальная гордость не должна
вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство, она не должна внушать
народу манию величия. Настоящий патриот учится на политических ошибках
своего народа, на недостатках его характера и его культуры, на исторических
крушениях и на неудачах его хозяйства. Именно потому, что он любит свою родину,
он пристально и ответственно следит за тем, где и в чем народ не находится на
надлежащей высоте; он не боится указывать на это, памятуя хорошую народную
поговорку: «велика растет чужая земля своей похвальбой, а наша крепка станет
своею хайкою»*... Духовная любовь не есть опьянение
или чванство; она не только горит, но и светит, и светом показывает. Кто постиг
духовную силу своей родины и проследил через историю пути и судьбы своего
народа, тот должен был увидеть и установить пределы и опасности национальной
души. Смеет ли он молчать о них? И позволительно ли требовать от него молчания,
ссылаясь на то, что его критика «срывает народное самочувствие» и «внушает
народу неверие к своим силам»? Есть критика и критика. Есть критика
ироническая, злобная, несправедливая, нигилистическая и разрушительная; так
критикуют враги. Но есть критика любовная, озабоченная, воспитывающая,
творческая даже и тогда, когда — гневная, это критика созидательная: так
критикуют верные друзья; такая критика ничего «сорвать» не может, и то, что она
«внушает», есть мужество и воля к преодолению своих слабостей. Так критикуют свое,
любимое, не отрываясь от него, но пребывая в нем, пребывая в слиянии и
отождествлении с ним, говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого
национального «мы»...
Понятно далее, что в таком слиянии и отождествлении незаметно
преодолевается то душевное распыление (психический «атомизм»), в котором людям
приходится жить на земле: этот атомизм состоит в том, что каждый скрыт за своим
телом, все ощущают только себя, все друг другу чужие и пребывают в душевно-телесном
одиночестве. Это преодоление общественного атомизма состоит, однако, не в том,
что человек перестает быть самостоятельным, обособленным и замкнутым существом
(«монадой»). Нет, обычный, данный ему от природы способ бытия сохраняется. Но
наряду с ним возникает могучее творческое единение людей в общем и сообща
творимом лоне — в национальной духовной культуре, где все мы одно,
где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и
природное, и религиозное, и хозяйственное) — едино для всех нас и общее всем
нам: и творцы духа и «труженики культуры», и создания искусства, и жилища,
и песни, и храмы, и язык, и лаборатории, и законы, и территория... Каждый из
нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, огражденный
другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем взаимном обмене.
В жизни и в ткани нашего общества мы все — одно, а в ее духовной
сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас. Ее созданиями
заселяется и обогащается, и творчески пробуждается личный дух каждого из нас;
родина делает то, что душевное одиночество людей отходит на задний план и
уступает первенство духовному единению и единству.
Такова идея родной нации. И при таком понимании ее
обнаруживается воочию, что человек, лишенный ее, будет действительно обречен на
духовное сиротство или безродность; что обретение ее есть поистине акт
жизненного самоопределения; что иметь родную нацию есть поистине счастье, а
утратить с нею связь есть великое горе; что тоска по ней естественна, а
отчаяние в своем народе противоестественно; и что, наконец, человеку подобает
блюсти на всех путях достоинство своего народа, гордиться его признанием, его
величием и его успехами.
Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все
великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все
гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада.
Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и
к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны:
в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы,
созерцания, молитвы и мысли. У римлян изгнание обозначалось словами:
«воспрещение воды и огня». И действительно, человек, утративший доступ к
духовной воде и к духовному огню своего народа, становится
безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным
дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность
превратиться в исторический песок и мусор.
Национальное обезличение есть великая беда и опасность в
жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И
вести эту борьбу необходимо с детства.
Напрасно было бы указывать на то, что национализм ведет к
взаимной ненависти народов, к обособлению, «провинциализму», самомнению и
культурному застою. Все это относится к больному, уродливому, извращенному
национализму и совершенно не касается духовно здоровой любви к своему народу. И
в самом деле, кто захотел бы выслушивать с серьезным видом такие, например,
возражения против гимнастики и спорта: гимнастика вредна и опасна, ибо она
воспитывает в человеке ненависть к умственному труду, содействует общему
огрубению души, ведет к эмфиземе легких, к переутомлению сердца и к вывиху рук
и ног? Или подобные же возражения против искусства: искусство вредно человеку,
ибо оно прививает ему отвращение к мысли и здоровому физическому труду,
приучает его к беспочвенному фантазированию, к лени, праздности, вину и
разврату и убивает в нем вкус к общественной деятельности? По такому способу
можно против всего возражать и все отвергнуть: достаточно только
приписать больные проявления — здоровому делу и как можно ярче описать
последствия неумных злоупотреблений так, как если бы это дело только и
могло сводиться к злоупотреблениям... Злоупотреблять, как известно, можно всем
— не только ядом, но и здоровой пищей, не только трудом, но и сном; не только
глупостью, но и умом. Злоупотреблять можно и аргументацией в полемике, и
приведенные возражения против национализма являются тому наглядным примером.
2. О национальном
воспитании
Итак, есть глубокий, духовно верный, творческий национализм
и его необходимо прививать людям с раннего детства.
Мы установили уже, что национальность человека определяется
не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его
бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи
мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта,
геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи;
что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью;
кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне все это, а я
скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного
произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде
всего и больше всего — в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение
их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление
в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны
именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые
пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем
умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести,
любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству — были
национальными, у нас в России — национально русскими; и далее: чтобы дети
молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих
русских предков и приняли бы любовью и волею — всю историю, судьбу, путь и
призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела
и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте
такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские
дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей.
В особенности следует обогащать их следующими сокровищами.
1. Язык. Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным
образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы
народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально).
Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти
ребенка (обычно — на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном
языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот
язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем
его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам
до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке.
Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не
следует учить его никакому иному чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ
родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений
должны протекать по-русски; всякие следы «волапюка» должны изгоняться; очень
важно частое чтение вслух Св. Писания, по возможности на церковно-славянском
языке, и русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу;
очень важно ознакомление с церковно-славянским языком, в котором и ныне живет
стихия прародительского славянства, хотя бы это ознакомление было сравнительно
элементарным и только в чтении; существенны семейные беседы о преимуществах
родного языка — о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой
неисчерпаемости, точности и т. д.
2. Песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в
колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон:
они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе;
оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект —
в активную, текучую, творческую эмоцию: ребенок должен бессознательно
усваивать русский строй чувств u особенно
духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного
естества — по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье
— по‑русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание,
искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как
под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и
каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу
русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.
Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры — церковные и светские,
организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни.
Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно
и самостоятельно участвовать в общественном единении*.
3. Молитва. Молитва есть сосредоточенная и страстная
обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже
в пределах единого исповедания; и только для поверхностного взгляда Православие
русского, грека, румына и американца — одинаково. Живое многогласие и
многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно;
и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни.
Молитва даст ему духовную гармонию, пусть он переживет
ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы — русской
силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по‑русски.
Молитва даст ему религиозный опыт и поведет его к религиозной очевидности — по-русски.
Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой —
русской опорой, русской церкви. Он найдет пути — и в глубину
русской истории, и на простор русского возрождения. Неправославный может быть
верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек,
враждебный Православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и
русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода
внутренним «неприятелем».
4. Сказка. Сказка будит и пленяет мечту. Она дает
ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности,
призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его
созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она
заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ
созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и
пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое
ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное
воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в
сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.
Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые
последствия.
5. Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже
воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и
национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят
его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия
в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу
радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим»,
что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории
(«народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к
доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и
служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя — даст ему
непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть
настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно
дает ей сразу — и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство
ранга; оно указывает ей — и задание, и верный путь. Итак, национальный герой
ведет свой народ даже из-за гроба.
6. Поэзия. Стихи таят в себе благодатно-магическую
силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее
прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и
формы, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать,
так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха
и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает, потом
пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно,
прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде
поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся
звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк и
национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих,
никогда не денационализируется.
В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать
ребенку доступ ко всем видам национального искусства — от архитектуры до
живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа
его всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня,
сказка и поэзия. Понятно, что наиболее доступным, наиболее увлекающим и непосредственно
национализирующим видом искусства останется русская пляска со всей ее свободой
и ритмичностью, со всем ее лиризмом, драматизмом и неистощимым юмором.
7. История. Русский ребенок должен с самого начала
почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в
то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и
трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из
них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность,
что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения,
мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор,
вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все
прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль,
чтобы сердце его полюбило все события русской истории... Мы должны освоить
волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее. Мы должны прочувствовать
окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и
должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею
честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни
иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». При
этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух
опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего
самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика
слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему
все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к
своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История
учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между
прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его
путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным
национальным воспитателем.
8. Армия. Армия есть сосредоточенная волевая сила
моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа,
организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно
быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться
переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце
должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена —
его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью
армию он считает своею. Дух воина, стоящего на страже правопорядка
внутри страны и на страже родины в ее внешних отношениях, отнюдь не есть дух
«реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня. Без
армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, — родина
останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли.
Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому распаду и исчезновению.
9. Территория. Русский ребенок должен увидеть
воображением пространственный простор своей страны, это
национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет
не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от
земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен
почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом,
волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже
освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная
территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически
данное и взятое духовное пастбище народа*, его творческое задание,
его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен
знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее
возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой
инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю.
10. Хозяйство. Ребенок должен с раннего детства
почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его
почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть
«болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья u свободы. В русском ребенке должна проявиться склонность к
добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен
почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще.
Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к
русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и
духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это значит заложить в
нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.
Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и
каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче
этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального
благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству
удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны — как
больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма.
3. О соблазнах
Из всего сказанного должно быть уже ясно, в чем состоит
связь между родиной и нацией.
Родина есть дух народа во всех его проявлениях и созданиях;
национальность обозначает основное своеобразие этого духа. Нация есть духовно
своеобразный народ; патриотизм есть любовь к нему, к духу, его созданиям и к
земным условиям его жизни и цветения.
Истинный патриот любит дух своего народа и гордится им, и
видит в нем источник величия и славы именно потому, что выше Духа и прекраснее
Духа на земле нет ничего, и еще потому, что его личный дух следует путям его
народа. И вот, каждый народ есть по духу своему некая прекрасная
самосиянность, которая сияет всем людям и всем народам и которая
заслуживает и с их стороны любви и почтения, и радости. Каждое истинное
духовное достижение — в знании и в добродетели, в религии, в красоте или в
праве — есть достояние общечеловеческое, которое способно объединить на
себе взоры и чувства, и мысли, и сердца всех людей, независимо от эпохи,
нации и гражданской принадлежности. Нам ли, русским, надо доказывать это, нам
ли, проливающим с детства слезы над мучениями негра дяди Тома и зачитывающимся
сказками Шехерезады, способным трепетать сердцем при виде скульптуры Праксителя
или картины Леонардо да Винчи, умеющим молиться вместе с Бетховеном, созерцать
вместе с Конфуцием и Платоном; отчаиваться вместе с Иовом и бушевать вместе с
Шекспиром? Нам открыт дух всех народов; мы с детства привыкали чтить и любить
их гениев. Мы знаем по опыту, что истинное духовное достижение всегда
национально и в то же время всегда выходит за национальные подразделения людей,
а потому и уводит самих людей за эти пределы, отнюдь не колебля и не угашая
свет родины, но обогащая его новыми восприятиями и лучевыми отражениями. Всякое
истинное достижение и создание духа свидетельствует о некотором высочайшем и
глубочайшем сродстве их, о некотором подлинном единстве рода человеческого,
пребывающем несмотря на все разделения, грани и войны. Оно свидетельствует о
том, что самый патриотизм, отверзая человеку его духовное око, тем самым
бесконечно и благотворно расширяет его духовный горизонт, и что есть вершина,
с которой человеку может действительно открыться общечеловеческое братство,
братство всех людей перед лицом Божиим.
Эта вершина и есть родина как организм
национальной духовной культуры. Она пробуждает в человеке духовность,
которая может быть и должна быть оформлена как национальная духовность,
развертывающаяся в актив национальной структуры. И, только пробудившись
и окрепнув, она сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа.
Тогда человеку откроется всечеловеческое братство, но это братство будет не интернациональным,
а сверх‑национальным.
Необходимо раз навсегда провести отчетливую грань между интернационализмом
и сверхнационализмом.
Интернационализм отрицает родину и национальную
культуру, и самый национализм, и духовный акт своеобразно-национальной
структуры. Интернационалист, будучи духовно никем, желает сразу стать
«всечеловеком»; и это не удается ему, ибо всечеловечество есть духовное
состояние, которое может быть доступно только духовно и национально
самоутвердившемуся человеку. То, что откроется бездуховному интернационалисту,
будет не «всечеловечество», а элементарная животная низина, которая даст не
культурный подъем и расцвет, а всеснижение и всесмешение. Человек
родится в лоне своей семьи и своего народа; он — их детище; они дают ему
первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в
его власти; он может только не культивировать в себе духовную высоту своего
семейного и национального начала, а предпочесть элементарную, животную низину.
В этой низине он и найдет себе уровень для своего желанного
«интернационализма». Так, русский интернационалист, не желающий русского духа, останется
русским по всему укладу тела и души, своего сознания и своего
бессознательного, но это будет «русскость» низшего, худшего,
элементарно-животного уровня; и этой бездуховной, выцветшей, грубой
«русскости» будет легко вступить во всесмесительный и всеснижающий процесс с
такими же бездуховными, выцветшими, грубо элементарными интернационалистами
других наций. Через ассимиляцию с ними он может даже постепенно создать некий
безнациональный и бездуховный тип международного беспочвенника, который
забыл свой родной язык и дух и не научился никакому чужому языку и духу, и
живет в виде некоего интернационалистического «Тарзана»...
Напротив, сверхнационализм утверждает родину и национальную
культуру, и самый национализм, и особенно — духовный акт
своеобразно-национального строения. Человек приемлет и дух своей семьи, и дух
своего народа, и в них растет и зреет; он не «никто», он имеет оплодотворяющее
и ведущее его духовное русло. И именно оно дает ему возможность подняться на ту
высоту, с которой перед ними откроется «всечеловеческий» духовный горизонт.
Образно говоря: только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие
горы. Постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе
своего народа. Поэтому сверхнационализм отнюдь не отрицает национализма и
патриотизма, но сам вырастает из него; так что у каждого народа
может быть свой, особый сверхнационализм — русский, английский, французский и
т. д., и ни один из них не будет жить в ущерб своему основному, исконному
патриотизму — русскому, английскому, французскому и т. д. Ибо сверхнационализм
доступен только настоящему националисту: только он сумеет увидеть ширь духовной
вселенскости и не соблазниться ею — не соскользнуть в духовную
беспочвенность. В чем же состоит сущность истинного национализма? Любить
родину значит любить не просто «душу народа», т. е. его национальный
характер, но именно духовность его национального характера и в то же
время национальный характер его духа. Это различие нетрудно уловить на
живом примере: русский человек может любить в Шекспире и Диккенсе даруемое ими
духовное содержание, но специфически английский характер их творчества
может быть ему чужд; напротив. Толстой и Достоевский будут ему близки и
драгоценны — и в их духовном содержании, и в специальной русскости их
творческого акта, и описанного ими быта. Но это-то и выражается формулою: мы
можем любить у чужих народов духовность их национального характера, но трудно нам
любить национальный характер их духовной культуры, которого они сами в себе
нередко не замечают. В своей же, родной культуре мы будем любить все: не только
ее духовность, но и ее национальность, причем нередко у людей
бывает так, что они с нежностью воспринимают национальный характер своего
народа и мало воспринимают его духовную глубину и красоту: чуют быт и не
чуют духа. Настоящий патриот чует больше всего дух своего народа, и
притом так, что самый национальный уклад и быт пронизан для него насквозь лучами
этого духа; это есть для него живое единство, которое он любит цельно и крепко.
Он воспринимает национальные особенности родного ему народа как свои
собственные и питается не просто его духовностью, но и его национальностью.
А это значит, что истинный национализм есть национализм духовный, который
идет не только от инстинкта национального самосохранения, но и от духа
и любит не просто «родное», «свое», — но родное-великое и свое-священное.
Этим определяется отношение националиста и к другим народам
Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить
его, тот не имеет и патриотизма. Но тот, кто чует духовное и любит его, тот
знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность. Он знает, что великое
русское велико для всех народов; и что гениальное греческое
гениально для всех веков; и что героическое у сербов заслуживает преклонения со
стороны всех национальностей; и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев или
индусов, глубоко и мудро перед лицом всего человечества. Но именно поэтому настоящий
патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он
видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит в них духовность
их национальной культуры, хотя национальный характер их культуры может
казаться ему странным, чуждым и даже неприятным. И эта любовь к чужому духу и
его великим проявлениям нисколько не мешает ему любить свою родину
преимущественною любовью, одновременно — страстною u
священною.
Это можно выразить так: любить свою родину умеет именно тот,
кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы; ибо только он знает, что
такое дух, и потому умеет обретать его дары и проявления у чужих
народов, а не ведая духа, нельзя любить воистину свой народ. Истинный патриот
любит в своем народе то, что должны любить и будут любить, когда
узнают, и все другие народы; правда, он любит у своего народа и то, что другие
народы не полюбят; однако и он вовсе не призван любить у других народов все,
но лишь то, что составляет истинный источник их величия и славы.
В жизни и культуре всякого народа есть Божие и есть земное.
Божие надо и можно любить у всех народов, что и выражено словами Писания:
«всяческая и во всех Христос», но любить земное у других народов не
обязательно. Сострадание же к «человеческому естеству» не имеет ограничений,
если не считать преимущественности в служении своему народу.
Итак, истинный патриот не только не слеп к духовным созданиям и достижениям
других народов, но он стремится постигнуть и усвоить их, чтобы приобщить к ним
свой народ, чтобы обогатить ими его жизнь, углубить его путь и восполнить ими
его творчество. Любить свою родину совсем не значит отвергать всякое
иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полою водою
иноземщины. Есть творческая мера в духовном общении и взаимодействии народов;
и мера эта лучше всего обретается живым, расцветающим творчеством самого
народа.
Из всего этого вытекает, что истинный национализм не растворяется
и не исчезает в душе, открытой для сверхнациональной вселенскости.
Напротив, тот только может нелицемерно говорить о «братстве народов», кто сумел
найти свою родину, усвоить ее дух и слить с нею свою судьбу. Только те
народы способны к духовному братанью, которые создали свою родину и утвердились
в своем национализме и патриотизме. Чтобы брататься, надо прежде всего быть,
и притом быть самим собою, и быть перед лицом единого Отца. Чтобы
духовно брататься, надо не стыдиться своего национального бытия, а нести
его с горделивым духовным достоинством. Вот почему так называемый
«христианский интернационализм» есть искусственная выдумка, сентиментальная и
фальшивая; и каждый раз, как она выдвигается, надо ставить вопрос, не
выдвигается ли она для того, чтобы один народ мог успешнее разложить,
завоевать и покорить другой народ?..
Итак, отказывающийся от своего индивидуального духовного
лица (все равно — будет это человек или народ) — не восходит на какую-то
высшую ступень всеобщего, а нисходит в духовное небытие: ему предстоит
не братание и не братство, а исчезновение с арены истории.
Подобную же нелепость и фальшь предлагают те, кто допускает,
что русский народ есть какой-то особенный вселенский народ, который призван не
к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры,
а к претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур. Это есть новое
отречение от своего национально-индивидуального духовного лица. Только нищие
пекут хлеб из собранных отовсюду и растолченных сухих корочек, а русский народ
не имеет оснований жаловаться на духовную нищету и побираться по чужим
культурам; и он уже достаточно доказал это. Только малолетних заставляют
списывать с книги или излагать чужие мысли своими словами, а русская культура
давно уже выведена ее гениями из малолетства. Каждый народ призван иметь свое
самобытное, национально-духовное лицо, и эта самобытность не может состоять в
сочетании отовсюду заимствованных черт; она возникает из инстинктивно-душевного
своеобразия и из самостоятельного восприятия природы, людей и Бога, а не из
заимствования отовсюду чужого достояния.
Правда, не всякому народу удается выносить самостоятельный
духовный акт и создать самобытную духовную культуру. Народы, которым это
удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось,
становятся духовно ведомыми народами. Задача ведущего народа не в том,
чтобы подавить или искоренить ведомый народ, а в том, чтобы дать ему возможность
приобщиться к духовному акту и к духовной культуре ведущего народа и
получить от него творческое оплодотворение и оживление. Тогда ведомый народ находит
свою родину в лоне ведущего народа и, не теряя своей исторической и
биологической «национальности», вливается духовно в национальность
ведущего. Формула такого патриотического «симбиоза» народов такова: «я
римлянин, и притом галл»; «я англичанин, и притом африканский негр»; «я
швейцарец, и притом лодин»; «я француз, и притом мавр»; «я русский, и притом калмык»...
И эта формула означает, что ведущему народу удалось выработать национальный
акт такой ширины и гибкости, а может быть, и глубины, что он образует
для ведомых народов как бы родовое духовное лоно, которое они могут видоизменять
по-своему, оплодотворяя и оживляя из него свою духовную жизнь.
Вот как определяется духовный смысл национализма. И перед
этими основами бессильно меркнут все разновидности современного
интернационализма и антинационализма. У настоящего националиста жизнь его
личного духа сразу как бы «растворена» в духовной жизни его народа и в то же
время «собрана» из нее и сосредоточена в его живой личности; он дорожит этим
чудесным состоянием духовного саморасширения и самообогащения, и, произнося от
лица своего народа «мы», он действительно чувствует себя как бы его живым
аванпостом, блюдущим его имя, его достоинство и его земной интерес. И о других
народах он мыслит всегда исходя от своего народа, а о вселенскости он помышляет
именно как патриот. Поэтому можно сказать, что национализм есть правая и
верная любовь личного «я» к тому единственному для него национальному «мы»,
которое одно может вывести его к великому, общечеловеческому «мы». Человек
может найти общечеловеческое только так: углубить свое духовно-национальное
лоно до того уровня, где живет духовность, внятная всем векам и народам.
Единение человека с его народом — единение национальное и
патриотическое — слагается обычно в форму правовой связи и принимает вид
государственного единения. Вследствие этого национализм и патриотизм
живут в душе в теснейшей связи с государственным правосознанием.
Инстинкт, дух и чувство права, восполняя друг друга, создают в душе ту цельную,
мужественную и нравственно-прекрасную энергию, которая необходима для
героической обороны родины и которая в то же время не позволяет человеку
впадать в состояние мирозавоевательной алчности. Эта энергия есть проявление
«естественного правосознания».
Для человека с таким правосознанием весь род человеческий
входит в правопорядок, в эту живую сеть субъективных правовых ячеек; и любовь к
своему отечеству не ведет его к отрицанию естественного права на
существование и на духовный рост у других народов. Для такого националиста — право
других не кончается там, где начинается интерес его народа, а
право его народа не простирается до пределов его силы*,
но лишь до пределов его духовной необходимости. Каждый народ имеет
неотъемлемое естественное право вести национально-духовную жизнь, которая
бывает иногда возможна и вне самостоятельной суверенной государственности; и
каждый народ, отстаивая свою духовно-культурную самобытность, прав. Народы при
всех условиях призваны видеть друг в друге не материал для завоевания и порабощения,
а субъектов естественного и международного права, и поэтому они призваны
рассматривать свои взаимные споры как споры о праве. Только при таком
понимании и восприятии дела — национализм, обоснованный духовно, будет
постепенно преодолевать в себе свой опасный шовинистический уклон: ибо любовь
к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам; самоутверждение
не есть непременно нападение; отстаивание своего совсем не означает завоевание
чужого. И, таким образом, национализм и патриотизм становятся явлениями
высокого духа, а не порывами заносчивости, самомнения и кровопролитного
варварства, как пытаются изобразить это иные современные публицисты, не
помнящие рода и растерявшие национальный дух.
При всех условиях неблагоразумно и опасно культивировать
патриотизм как слепое, внеэтическое исступление, забывая о том, что
внеэтическое ожесточение может только развязать безрассудную стихию
международного нахрапа, а слепота может только довершить это безрассудство.
Столкновение народов есть на самом деле не просто столкновение слепых и
ненавистных взаимопосягательств, как думают нередко и трезвые обыватели, и
«мудрые» политики; это есть, по существу своему, столкновение правовых
притязаний, в основе которого лежит различное понимание и толкование естественных
прав, принадлежащих народам. Такое столкновение требует правового
регулирования. Естественное право народа есть притязание его на духовно
достойную жизнь, на расцвет его Богу-служащей духовной культуры. Решение
такого спора о правах посредством силы и завоевания есть способ примитивный
и, как показывает история последних десятилетий, культурно-разрушительный.
Война становится все более и более обоюдоострым орудием; она оказывается
способом, опасным не только для побежденного, но и для победителя; она требует
от народа таких духовно и нервно непосильных напряжений и грозит им таким
внутренним социальным распадом, что заставляет людей помышлять со все
возрастающей искренностью о правовом разрешении международных
столкновений. Трудно надеяться на то, что война исчезнет совсем из истории
человечества; однако она все более приобретает и будет приобретать для воюющих
значение совместного или даже всеобщего «харакири», т. е.
хозяйственно-политического и социально-культурного самоубийства или, во всяком
случае, самоизуродования; и поэтому исторически можно предвидеть, что в
дальнейшем будет возрастать тяготение к правовому разрешению международных
споров.
Столкновение прав есть спор о праве, а спор о праве
должен разрешаться именно на путях правовой организации и взаимного
признания взаимных прав. Духовное назначение войны в истории человечества и
состоит, между прочим, в том, чтобы убедить людей в естественности и
необходимости правового пути.
Вот почему патриотизм и национализм, вскормленные духом и
сроднившиеся со здоровым правосознанием, не могут видеть в войне лучшего
способа бороться за право; отнюдь не впадая в наивное прекраснословие пацифизма
и в его политическую пропаганду, которая только и может обезоружить доверчивого
и передать его на поток и разграбление воинственным соседям, настоящий
патриот должен искать не силы, попирающие всякое право, а права,
поддержанного достаточной силой...
Итак, любить свою родину не значит считать ее единственным
на земле средоточием духа, ибо тот, кто утверждает это, не знает вообще, что
есть Дух, а потому не умеет любить и дух своего народа; его удел — звериный
национализм. Нет человека и нет народа, который был бы «единственным»
средоточием духа, ибо дух живет по-своему во всех людях и во всех народах. Истинный
патриотизм и национализм есть любовь не слепая, а зрячая; и парение ее не
только не чуждо добру и справедливости, и праву, и, главное. Духу Божию, но
есть одно из высших проявлений духовности на земле.
______________________________________________________________
1 Строфа из стихотворения А. С. Пушкина «Полтава».
|