О ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Проблема
Есть два различных понимания человека — духовное и недуховное.
Духовное понимание человека видит в нем творческое существо
с бессмертною душою, живое жилище Духа Божия, самостоятельного носителя веры,
любви и совести. Жизнь этого существа есть таинственный, внутренний процесс,
процесс самоутверждения и самостроительства. Этот творческий центр нуждается в
свободе и заслуживает ее; он есть самостоятельный субъект права и
правосознания. Он есть живая основа семьи, родины, нации и государства,
ответственный источник духовной культуры: церковной жизни, науки, искусства,
нравственности, политики, труда и хозяйства.
Безумно и преступно гасить этот творческий очаг на
земле. Заменить его нечем, обойтись без него невозможно. Несовершенства же его
преодолеваются и могут быть устранены — только им самим, в процессе внутреннего
горения. Для того чтобы стать лучшим и жить лучше, человек должен
принять данный ему от Бога и от природы способ бытия и совершенствовать
свою жизнь изнутри. Гасить огонь личного духа безумно, потому что
угасить его все равно не удастся, сколько бы людей ни было погублено и умучено
в этих попытках; человеку дано быть духом; он призван быть духом; в этом
основной и священный смысл его жизни; и огонь этот все равно вспыхнет вновь и
разгорится с новою силою. Гасить огонь личного духа преступно, потому
что это значит лишать людей доступа ко всему священному, великому и
бессмертному на земле; это значит обессмысливать жизнь и разрушать культуру.
Угасание этого творческого очага останавливает и опустошает жизнь человечества
на земле, ибо то, что остается после его видимого, мнимого прекращения есть
лишь мучительное и унизительное, слабое и бесплодное подобие былого огня и
былой жизни...
Проблема частной собственности сводится при таком понимании
к вопросу, подобает ли этому творческому духовному центру иметь на земле некое
прочное, вещественное гнездо, предоставленное ему и обеспеченное за ним —
гнездо его жизни, его любви, деторождения, труда и свободной инициативы? И если
подобает, то в силу чего и на каких условиях? Должно ли государство беречь
духовную самостоятельность и творческую самодеятельность граждан — и в
культуре, и в политике, и в хозяйстве — или же оно призвано стать
всепоглощающим, всепорабощаюшим, обезличивающим чудовищем
Левиафаном*1 и потому должно стремиться к изъятию и
огосударствлению частной собственности, принадлежащей отдельным гражданам, их
семьям и их свободным объединениям (корпорациям)? Имеет ли оно основание и
право — превращать граждан посредством экспроприации и конфискации в стадо
зависимых и беззащитных рабов? Должна ли «публичная» стихия поглощать и
упразднять стихию частной жизни и личной инициативы? И что есть государство —
органическое единение живых людей, одаренных честью, совестью и
правосознанием, или бюрократическая машина, «регистрирующая» рабочую силу и
принуждающая ее к рабскому труду? Возможен ли дух без свободы и творчества?
Возможны ли свобода и творческая инициатива без частной собственности?..
Так ставится вопрос о частной собственности при духовном
понимании человека. Совсем иная постановка вопроса слагается при недуховном
понимании человеческой природы.
Отвлеченно говоря, можно представить себе такое
непоследовательное учение, которое соединяло бы «духовную» точку зрения с
коммунистическими требованиями; история человеческой мысли знает и не такие еще
курьезы. Но по существу говоря, совсем не случайно, что практический социализм
и воинствующий коммунизм оформились и выработали свою программу именно тогда,
когда связались с «экономическим материализмом»; это было последовательно и
неизбежно. Для материалиста на свете нет ничего, кроме материи — ни души, как
самостоятельной, не сводимой к телу реальности, ни тем более духа. Человек
состоит из тела, телесных потребностей и отправлений; этим он и исчерпывается.
При этом он подлежит механическим законам, которые управляют его жизнью, —
законам «простым» и «ясным»; здесь нет никаких тайн и никакого особенного
«творчества»; так же обстоит и в общественной жизни. Все то, что разумеют
духовно настроенные люди, говоря о Боге, о бессмертной душе, о вере, о совести,
о духовном творчестве, не существует для материалиста; все это кажется ему
порождением невежественной глупости или своекорыстного лицемерия. Согласно
этому, человек есть не духовная, а материальная величина, не творческий очаг, а
рабоче-мускульный центр, не самостоятельный субъект прав, а зависимый объект,
подлежащий властным распоряжениям. Ему нужна не вера, а трезвая сообразительность,
не инициатива, а дисциплина и безоговорочная исполнительность, не любовь, а
классовая ненависть, не совесть, а классовое сознание. Нравственное чувство
может только помешать его классовой борьбе; семья ему не нужна, она только
отвлекает его от классового единения; разговоры о родине и нации должны быть
покончены раз навсегда; государство есть машина для подавления классовых
врагов и для принудительной организации труда. Естественно, что эта машина
призвана поглотить жизнь и труд личного человека. Когда государство получает
форму классово-пролетарскую и пролетарски-партийную, оно сведет частную жизнь
человека к минимуму или совсем упразднит ее. Трудовые обязанности и размеры
потребления будут предписываться человеку государственной властью; никакого
прочного вещественного гнезда, своего жилища или оседлости у него не будет.
Свободная инициатива ведет только к вредным субъективным выдумкам или к
хозяйственной анархии, а имущественная независимость совершенно не нужна и даже
недопустима, ибо она создает только дурное своеволие, беспорядок и
«эксплуатацию» человека человеком. В силу всего этого частная собственность
вообще, а в особенности на орудия производства (земля, фабрики, машины, скот,
инструменты, библиотеки и т. д.) должна быть упразднена, а соответствующие вещи
должны быть изъяты и переданы в распоряжение бюрократически-классового
аппарата. Самостоятельности и самодеятельности граждан должен быть положен
конец. Государство должно создавать новую культуру и новое хозяйство:
безбожно-безличную, материалистическую культуру и механически-принудительное,
коммунистическое хозяйство.
Так противостоят друг другу духовное и недуховное понимание
человека в их последовательно продуманных основах и выводах. Два
противоположные миросозерцания, две различные веры, два «человека», два способа
жизни. Два противоположных отношения к частной собственности. Одно —
начинающееся от Бога и духа и утверждающее начало частной собственности, идущее
от веры и любви, чтущее свободу и совесть, строящее семью, родину и нацию,
воспитывающее в человеке правосознание и здоровое чувство сверхклассовой
государственности. Другое — идущее из рассудка и ненависти, презирающее свободу
и совесть, сознательно разлагающее семью, родину и национальную жизнь,
подрывающее в человеке все основы правосознания и сверхклассового
государства... В каждом из этих воззрении вопрос о частной собственности
разрешается не «случайно» и не «произвольно». И там, и тут все предопределено
заранее — исходным отправным пунктом.
Куда же ведет каждый из этих путей?
2. Ложный путь
Какие бы вопросы ни разрешал человек в своей земной жизни —
теоретические или практические, материальные или духовные, личные или
общественные, — он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему
объективными обстояниями и законами. Правда, он может и не считаться с
ними, но этим он обеспечивает себе, рано или поздно, жизненную неудачу, а может
быть, и целый поток страданий и бед.
Человеку реально дан от Бога и от природы особый, определенный
способ телесного существования, душевной жизни и духовного бытия: индивидуальный
способ. Всякая теория и всякая педагогика и политика, которые с ним не
считаются, вступают на ложный и обреченный путь. Этот способ существования
отнюдь не исключает ни общения, ни единения, ни совместимости людей; отвержение
же ведет по ложному и обреченному пути всякое общение, всякое единение и всякую
человеческую совместность, которые пытаются игнорировать личную
раздельность, самодеятельность и самоценность человеческого существа.
Ложность этого пути обнаруживается в наступающем снижении уровня и качества
жизни: снижается уровень внешне-телесного существования (питание, одежда,
отопление, жилище, здоровье), снижается уровень душевной дифференцированности
(т. е. сложности, многосторонности, тонкости и гибкости), падает качество
жизни (труда, продукта и творчества и особенно нравственности, правосознания,
искусства и науки). Всякая культура — и материальная, и душевная, и
духовная — падает, разлагается и извращается. Осуществляется провал в некую
первобытную упрощенность, которая создается искусственно и потому лишена
всех былых достоинств былой «докультурной простоты». Творческие различия
исчезают из жизни, уступая место монотонной одинаковости, одинаковой
опустошенности, повальному оскудению. Качественность исчезает и не восполняется
никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие
дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества
всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью
подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца.
Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда
бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой.
А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой
личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить
прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная
в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и
унижен, общественность будет больною и творчески бессильною.
Тот, кто признаёт эту аксиому, признáет и начало
частной собственности. Кто отвергает частную собственность, тот отвергнет и
начало личного духа, а этим он подорвет и общество, и государство, и хозяйственную
жизнь своей страны.
Итак, коммунизм ведет людей по ложному и обреченному пути.
Его последовательное противобожие, его недвусмысленный материализм, его
отрицание человеческого духа и особенно самодеятельности и самоценности
человеческой личности создают именно тот духовно больной и творчески бессильный
общественный строй, который мы только что очертили.
1. Коммунизм противоестествен. Он не приемлет индивидуального
способа жизни, данного человеку от Бога и природы. Он пытается переделать,
переплавить человеческую душу в ее основных свойствах и естественных
тяготениях, и прежде всего — погасить личную заинтересованность и личную
инициативу человека на всех путях его творчества. Коммунизм отвергает личное
начало как источник самостоятельности, многообразия и «анархии». Поэтому он
угашает не только частную собственность, но и частную семью и стремится
искоренить частное мнение, свободное убеждение и личное миропонимание. Для него
одинаково неприемлема самодеятельность личного инстинкта самосохранения
и самодеятельность личного духа. Ему нужно социализировать не только
имущество, но и весь уклад человеческой жизни, чувств и мыслей; ему нужно
социализировать душу человека и для этого выработать новый тип — примитивного
существа с вытравленной личностью и угасшей духовностью, существа, не
способного к личному творчеству, но склонного жить в стадном всесмешении. Эта
противоестественная затея обречена в корне на неудачу. Разложить и угасить на
время духовное начало — возможно, но личная формула человеческого инстинкта
неразрушима. Возможно взрастить несколько миллионов «особей», лишенных духовной
культуры, умственно и нравственно довольно похожих друг на друга, бесстрашных в
толпе и ничтожных порознь, по‑прежнему лично-своекорыстных, но не
сдерживаемых в своей жадности никакими высшими началами. Дух временно угаснет;
лично-животное начало развернется и историю личной культуры придется начинать
сначала. Но природа человека не поддается рассудочному произволу; и на
животнообразных особях ни семья, ни общество, ни хозяйство, ни государство держаться
не смогут. Вот почему отмена частной собственности противоестественна.
2. Коммунизм противообществен. Это выражается в том,
что он пытается создать такой строй, который покоится целиком на началах
ненависти, взаимного преследования, всеобщей нищеты, всеобщей зависимости и
полного подавления человеческой личности. В основе коммунизма лежит идея
классовой ненависти, зависти и мести, идея вечной классовой борьбы пролетариата
с не-пролетариями; на этой идее строится все образование и воспитание,
хозяйство, государство и армия; отсюда — взаимное преследование граждан,
взаимное доносительство и искоренение. Идея всенародной солидарности и братства
отвергается и попирается. Проводится всеобщее изъятие имущества; добросовестные
и покорные теряют все, недобросовестные грабят и втайне наживаются. Согласно
основному замыслу, все должны превратиться в пролетариев, т. е. в неимущих
людей, могущих кормиться только наемным трудом. После всеобщей экспроприации и
пролетаризации оказывается, что в стране имеется только один монопольный
работодатель — диктаториальное государство, ведомое монопольной
коммунистической партией и управляемое аппаратом коммунистических чиновников.
Таким образом, всеобщее обнищание восполняется всеобщей зависимостью
от государства, от партии и от бюрократического аппарата. Никто сам но себе не
может ничего предпринять; кого государство лишит права на работу, тот погибает
голодной смертью; условия жизни, продовольствия и труда предписываются
монопольным работодателем; монополия печати и образования, преследование веры и
церкви довершают дело, и к хозяйственному подавлению личности присоединяется ее
духовное порабощение. Таким образом, коммунизм есть попытка создать вампиристический
строй, покоящийся на страданиях порабощенного человека и высасывающий жизненные
соки из обнищавших и беспомощных граждан. Человек оказывается бесправным и
раздавленным; а государство является его неограниченным эксплуататором. Вот
почему отмена частной собственности создает самый противообщественный строй,
известный в мировой истории.
3. Коммунизм осуществляет растрату сил. Это выражается,
во-первых, в том, что он не хочет и не умеет пользоваться творческою
силою живого инстинкта, личного интереса и личной инициативы; вся творческая
самодеятельность всей массы единоличных хозяев подавляется и мертвеет. Во-вторых,
растрачивается впустую вся та масса энергии, которая необходима для самого
подавления этих личных сил, — вся разрушительная и искоренительная работа
коммунистического чиновничества. В-третьих, растрачивается вся та масса
энергии, которая пытается вызвать в душах новую, теоретически выдуманную и
властно навязываемую мотивацию (т. е. внутренние побуждения) хозяйственного
труда, — вся работа по «агитации» и «пропаганде», все усилия переделать
естественный уклад человеческих душ. В-четвертых, растрачивается та
масса энергии, которая пытается осуществить хозяйственное и культурное
всепредвидение, всеучет, всеруководство, ибо никакое правительство не может
стать «всезнайкой», «всеучителем» и «всепогонщиком». Вся эта попытка заменить живой
организм выдуманным механизмом, сварить на огне всенародной муки
искусственного человека и его никому не нужную искусственную жизнь для того,
чтобы руководить всеми его поступками и делами, как это делается с
марионетками, противоестественна и безнадежна. И, наконец, в-пятых,
растрачивается вся та масса сил, которая уходит на возвеличение этого опыта в
мировом масштабе, на то, чтобы внушить другим народам, будто этот нелепый и
безнадежный способ хозяйствования есть самый лучший и самый продуктивный. Таким
образом, отмена частной собственности ведет к величайшей растрате сил,
известной в мировой истории.
4. Коммунизм осуществим только при помощи системы
террора, т. е. насильственно, силою страха и крови. В основе этого лежит
его противоестественность. Живой и здоровый инстинкт может принять его
только как ненавистное иго, которое будет навязываться ему угрозою, унижением,
мукою голода и страхом смерти. Навыки тысячелетий, порожденные самою природою,
нельзя отменить простым запретом. Всемогущество государства осуществимо только
там, где народ застращен до конца. Побороть сопротивление масс и разрушить
исторически данный уклад жизни нельзя «добром», особенно если добиваться
быстрого, «революционного темпа». Уничтожение враждебных классов неосуществимо
на словах: оно неизбежно ведет к массовому избиению людей. Таким образом,
отмена частной собственности требует потоков человеческой крови и ведет к
системе террора.
5. Коммунизм отнюдь не ведет к справедливости. Он
начинает с призывов к равенству так, как если бы равенство означало
справедливое устройство жизни. Однако на самом деле все люди от
природы не равны, и уравнять их естественные свойства (возраст, пол, здоровье,
мускульную силу, нервную конституцию, таланты, склонности, влечения,
потребности, желания) — невозможно. Но в таком случае справедливость требует не
«равенства», а чего-то иного, именно предметно-неравного обхождения с
предметно-неравными людьми. Формула справедливости гласит: не «всем одно и
то же», а «каждому свое». И потому уравнивать людей во всех правах было бы
делом вопиющей несправедливости. Задача иная: надо устранять вредные и
несправедливые неравенства, так же, как и несправедливые и вредные равенства,
и устанавливать новые, жизненно полезные и справедливые неравенства.
Вместо этого коммунисты провозглашают «равенство людей от
природы» и обещают им всеобщее уравнение в правах, которое будет якобы
справедливым. На самом же деле они создают сначала всеобщее уравнение в
бесправии, а потом — новое, обратное неравенство в пользу членов
своей партии, которая превращается в привилегированную касту, набранную из наиболее
завистливых, жестоких, ловких и раболепных людей. Таким образом, отмена частной
собственности не только не ведет к справедливости, но создает систему новых
вопиющих несправедливостей.
6. Коммунизм отнюдь не освобождает людей. Он вводится
принудительно и насильственно и для этого отменяет все жизненные права и
свободы. Он осуществляет высшую и безусловную форму трудовой зависимости,
систему всеобщего наемного труда, монопольного работодательства, эксплуатации,
беззащитности, необеспеченности и повального снижения уровня жизни. Коммунизм
не освобождает трудящегося, а порабощает его окончательно: все
превращаются в пролетариев, а у пролетариев отнимаются все возможности
защищать свои классовые и профессиональные интересы (исчезает частная
конкуренция, нет свободных профессиональных союзов, свободной печати,
кооперации и т. д.). Все недостатки и пороки капиталистического строя осуществляются
в преувеличенных, чудовищных размерах, и притом сознательно и планомерно, со
ссылкою на то, что «в рабочем государстве рабочим защищаться не от кого и не
для чего». Таким образом, отмена частной собственности не только не дает людям
освобождения, но и отнимает у них всякую и последнюю свободу. «Прыжок из
царства необходимости в царство свободы», предсказанный Марксом и Энгельсом,
оказывается иллюзией или обманом.
И вот идея коммунизма, последовательно вытекающая из материалистического
безбожия, принадлежит к числу тех ложных идей, которые, по‑видимому,
много обещают, но в действительности разочаровывают и ведут человеческую жизнь
к настоящему крушению. Попытка отвергнуть и отменить частную собственность
колеблет одну из последних и необходимых основ жизни; ее можно сравнить с
попыткою отпилить тот сук, на котором сидит сам отпиливающий, или с попыткою
перестроить человеческий организм посредством оперативного удаления из него
легких. Эта попытка в ее историческом осуществлении доказывает с силою очевидности,
что проблема частной собственности отнюдь не сводится к тому, какие именно
внешние вещи находятся у людей во внешнем распоряжении, и притом, у каких
именно людей... Частная собственность связана с человеческою природою, с
телесным и душевным устройством человека, с жизнью человеческого инстинкта, с
теми внутренними мотивами, которые заставляют человека трудиться над внешними
вещами и строить хозяйство. Эти внутренние мотивы, эти инстинктивные
побуждения к труду нельзя «разрушать» или «отменять» безнаказанно. Частная
собственность зовет человеческий инстинкт к труду; отменяя ее, надо заменить ее
зов чем-нибудь равносильным. Но «идеал» всеобщей зависимости, принудительности
и несправедливости не заменяет этого зова ничем; напротив, он может вызвать только
тяжелое отвращение к работе, настоящее бегство от труда, всеобщую
надежду на хозяйственную безуспешность нового строя, безмолвную всеобщую стачку
личных инстинктов. И это самоизвлечение массового инстинкта из
хозяйственного процесса будет столь же естественным и психологически
понятным, сколь фатальным для коммунистического строя.
А это означает, что введение коммунизма не только не скомпрометирует
идею частной собственности, но окончательно реабилитирует ее. Так,
попытка предпочесть ложный путь непременно вернет человека на верную дорогу,
ибо рано или поздно он увидит свою ошибку. Вопрос лишь в том, после скольких
неудач и страданий он поймет ее и сделает надлежащие выводы.
3. Обоснование частной
собственности
Обосновать частную собственность значит показать ее необходимость
для человека, ее жизненную целесообразность и ее духовную верность.
Это значит указать те существенные свойства человека — естественные, инстинктивные
и духовные, — в силу которых частную собственность нужно принять, признать, утвердить
и оградить.
Однако это не значит одобрить и оправдать всякое наличное
распределение имущества и богатства. Обыкновенно эти два вопроса
смешиваются, что совершенно недопустимо. Институт частной собственности может
быть необходим, целесообразен и верен; но наличное распределение имущества
может быть неверным и жизненно нецелесообразным. Необходимо, чтобы, вещи принадлежали
людям с такою полностью, исключительностью и прочною обеспеченностью, которая
вызывала бы в душе каждого полную и неистощимую волю к творческому труду:
но совсем не необходимо, чтобы люди делились на сверхбогачей и нищих или
на монопольных работодателей и беззащитных наемников. Фактическое распределение
имущества неодинаково в различных странах; в силу одного этого его нельзя
«оправдывать» или осуждать его целиком. Но и в пределах каждой отдельной страны
целесообразность имущественного разделения может быть неодинаковой в различных
областях жизни (землевладение, домовладение, леса, фабрики, промысловые снасти,
железные дороги, скот, библиотеки и т. д.). К тому же имущество все время
переходит из рук в руки, состояния распадаются, выдвигаются новые слои людей,
уровень народного благосостояния колеблется, уровень частного накопления
подвижен и неустойчив. В довершение всего возможно государственно
организованное перераспределение имущества (напр., так называемый «земельный
передел», срв. реформу Столыпина), которое должно проводиться так, чтобы идея
частной собственности и чувство частной собственности не приходили в
колебание. Одним словом, обосновывать частную собственность не значит
оправдывать любое и всякое распределение имущества или тем более любое и всякое
злоупотребление имуществом (шикану2,
ростовщичество, эксплуатацию, поджигание своего дома для получения страховой
премии и т. д.)*.
Говоря о частной собственности, я разумею господство
частного лица над вещью — господство полное, исключительное и прочно
обеспеченное правом (т. е. обычаем, законом и государственной властью).
Итак, я разумею именно право собственности, т. е. закономерное
полномочие, а не фактическое господство силы и не произвольный захват. Я
разумею именно право лица, т. е. прежде всего индивидуального
человеческого существа, одаренного личным инстинктом и личным духом, имеющего
субъективное правосознание и субъективную хозяйственную волю, и притом частного
лица, преследующего свои частные интересы трудового, хозяйственного характера*. Этому‑то лицу следует предоставить полное
господство над вещью, т. е. пpaвo во
всех отношениях определять ее судьбу (право пользоваться ею или не
пользоваться, распоряжаться ею, видоизменять ее, отдавать, продавать, дарить,
бросать ее или даже уничтожать)*. Это господство должно быть исключительным,
т. е. собственник должен иметь право устранять всех других лиц от пользования
вещью или от воздействия на нее, он должен иметь право требовать ее возвращения
от похитителя и т. д. Наконец, это господство должно быть прочно
обеспеченным, т. е. оно должно быть оговорено в законах, ограждено
правосознанием сограждан, полицией и судом, и не подвергаться постоянным угрозам
отчуждения или тем более бесплатного отчуждения со стороны политических партий
или государственной власти. Частный собственник должен быть уверен в своем
господстве над своими вещами, т. е. в законности этого господства, в его
признанности, почтенности и жизненной целесообразности; он должен быть спокоен
за него, за его бесспорность и длительность, за то, что имущество его не будет
подвергаться ни нападению, ни расхищению, ни поджогу, ни экспроприации; он должен
спокойно помышлять о судьбе своих вещей замыслом долгого и творческого дыхания,
предусматривая частные интересы своих детей и внуков.
Это необходимо человеку и в инстинктивном отношении,
и в духовном измерении; и притом в силу того, что как инстинкту его, так
и духу от природы присуща личностная, индивидуальная форма жизни.
Идея частной собственности отнюдь не выдумана произвольно
лукавыми и жадными людьми, как наивно думали Руссо и Прудон. Напротив, она
вложена в человека и подсказана ему самою природою подобно тому, как от
природы человеку даны индивидуальное тело и индивидуальный инстинкт. Тело
человека есть вещь, находящаяся среди других вещей и нуждающихся в них (человек
лежит, ходит, дышит, согревается, питается, лечится и т. д.). Для того чтобы
жить, человек должен заниматься этими вещами, приспособлять их к
своим потребностям, посвящать им свое время, отдавать им свой труд
(телесно-мускульный, нервно-душевный и созерцательно-духовный), совершенствовать
их, вкладывать в них себя и свои ценности, как бы «облекаться» в них*,
— словом, превращать их в объективное выражение и продолжение собственной
личности.
Эту связь свою с вещами, это вкладывание себя в них человек
может сводить иногда к самому скудному минимуму: один делает это от лени и
беспечности (напр., итальянские лаццарони3),
другие — ради высшего духовного сосредоточения (индийские йоги, христианские
аскеты). Но совсем обойтись без этого человеку не дано. У человека же,
создающего хозяйственную культуру, это общение с вещами становится
основной формой деятельности.
Хозяйствуя, человек не может не сживаться с вещью, вживаясь
в нее и вводя ее в свою жизнь. Хозяин отдает своему участку, своему лесу, своей
постройке, своей библиотеке не просто время и не только труд; он не только
«поливает потом» свою землю и дорабатывается до утомления, до боли, до ран на
теле; он творчески заботится о своем деле, вчувствуется в него воображением,
изобретается, вдохновляется, напрягается волею, радуется и огорчается, болеет
сердцем. При этом он не только определяет и направляет судьбу своих вещей, но
он и сам связывает с ними свою судьбу, вверяя им свое настоящее и свое
будущее (свое, своей жены, детей, потомства, рода). Все страсти
человеческие вовлекаются в этот хозяйственный процесс — и благородные, и дурные
— от религиозно-художественных побуждений до честолюбия, тщеславия и скупости. Все
интересы человеческие связуются с успехом и неуспехом дела — от инстинкта
самосохранения до самых высших, духовных потребностей. Это значит, что человек
связывается с вещами не только «материальным» интересом, но и волею к
совершенству, и творчеством, и любовью.
Человек не только живет «вещью», т. е. плодами и доходами
ее, но живет вместе с нею и в ней; он творит ее, творит из нее, ею; он
объективирует себя в ней, художественно отождествляется с нею, совершенствует
ее своим трудом и воздержанием в ее пользу, и совершенствует себя ею; он
изживает в ней энергию тела, души и духа. Все это нe
пустые слова и не отвлеченные выдумки. Называя свою землю «матушкой» и
«кормилицей», пахарь действительно любит ее, гордится ею, откладывает и копит
для нее, тоскует без нее*. Садовник не просто «копается в саду»,
но творчески чует жизнь своих цветов и деревьев и, взращивая их,
совершенствует их, как бы продолжает дело Божьего миротворения. Строя себе дом,
человек создает себе оплот телесного существования и средоточия духовной жизни,
он устраивает себе лично-интимный угол на земле, свой священный очаг,
как бы свое внешнее «я». Все знаменитые коневоды и зоологи были художественно
влюблены в свое дело. Погромщик и поджигатель страшны не столько убытками,
сколько неутомимой завистью и дикой ненавистью к чужому достижению и
совершенству, презрением к чужому творчеству, слепотою к «инвестированной»
духовности.
Человеку дано художественно индивидуализировать не
только свое отношение к людям, но и свое отношение к внешним вещам, к природе,
к зданиям, к земле, к быту. Человеку дано художественно отождествляться
не только с друзьями и с поэтическими образами любимых поэтов, но и с розами в
саду, со взращенным виноградником, с насаженным его руками лесом, с колосящейся
нивой и с построенною им фабрикой. Только люди религиозно мертвые и
художественно опустошенные, люди механического века, люди рассудочные и
бумажно-кабинетные могут думать, что хозяйственный процесс слагается из эгоистического
корыстолюбия (жадности) и физического труда и что он состоит в том,
что «классовые пауки» «высасывают кровь» из «чернорабочих». Трудно сказать,
чего больше в этом воззрении — отвлеченной выдумки, лукавой демагогии или
морального ханжества; но несомненно, что живая и глубокая сущность
хозяйственно-творческого процесса просмотрена и упущена в нем совершенно.
Расцвет и обилие создаются не «голодом» и не «жадностью», и даже не просто здоровым
инстинктом и интересом, но всею душою, при непременном участии духовных
побуждений и запросов — призванием и вдохновением, чувством ответственности и
художественным чутьем, характером и творческим воображением. Само собой
разумеется, что у каждого человека сочетание этих побуждений и сил слагается по-своему,
но каждый вовлекается в творческое общение с вещами всем своим существом
и успех его творчества обусловливается не только напряжением его инстинкта, но
и усилиями его духа.
Итак, хозяйственный процесс есть творческий
процесс; отдаваясь ему, человек вкладывает свою личность в жизнь вещей и в их
совершенствование. Вот почему хозяйственный труд имеет не просто
телесно-мускульную природу и не только душевное измерение, но и духовный
корень. Хозяйственный труд имеет религиозный смысл и источник, ибо в
основе его лежит религиозное приятие мира; он имеет нравственное
значение и измерение, ибо он есть проявление любви, осуществление долга
и дисциплины; он имеет художественную природу, ибо он заставляет
человека вчувствоваться в жизнь вещей, отождествляться с ними и совершенствовать
их способ бытия; он имеет свои познавательные корни, ибо он ведет
человека к изучению тех законов, которые правят вещами и их судьбою; и,
наконец, он имеет общественную и правовую природу, ибо он покоится на организации
совместной жизни и требует верного распределения правовых полномочий u обязанностей. Лично-инстинктивное и лично-духовное
общение человека с вещами имеет сразу и хозяйственно-производственное и
духовно-творческое значение, и потому оно непременно должно быть признано,
закреплено и ограждено правом, осмыслено как необходимое, справедливое и
без крайности ненарушимое полномочие. Человеку необходимо
вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в
духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека,
которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственной властью.
Именно в этом и состоит право частной собственности.
Это право должно быть властным и прочным, хотя,
конечно, не безграничным. «Безграничного» права вообще нет: всякое полномочие
где-нибудь кончается, именно там, где начинается чужое полномочие и
соответственно — моя обязанность и моя запретность. В разных
государствах эти границы частной собственности (и по объекту права и по
содержанию урезанных полномочий) вычерчиваются законами различно. И тем не
менее в своих, установленных пределах это право остается и должно оставаться
властным и исключительным. Это необходимо для того, чтобы человек хотел и
мог вкладываться в свои вещи уверенно и цельно, то расширяя
их круг трудом и законным приобретением, то суживая этот круг продажей,
дарением или уничтожением*. Предоставление такого права есть
элементарное доверие к индивидуальному человеку, к его здоровому
инстинкту, к его хозяйственной практичности, к его правосознанию — доверие к
тому, что он захочет и сумеет творчески использовать предоставленное ему право.
И в то же время это есть мера, пробуждающая и поощряющая его творческую
инициативу, инициативу частного лица, преследующего свои частные
интересы, но способного согласовать их с интересом чужим и общим — с
одной стороны, созданием новых хозяйственных ценностей и их обменом, с другой
стороны, соблюдением и укреплением законного правопорядка. Частная
собственность как бы «зовет» человека к трудовому и созидающему
«инвестированию», и этот «зов» должен быть обставлен реальными и прочными гарантиями,
ибо настоящее «инвестирование» возможно только там, где трудящийся уверен в
огражденности своего права, где к вечному риску, идущему от стихии и от
природы, не присоединяется риск общественно-политический. Право
собственности, как полное, исключительное и обеспеченное господство лица над
вещью, дает человеку лучшую и благоприятнейшую обстановку для душевного и
трудового напряжения в хозяйствовании. И этим вопрос с политико-экономической
точки зрения может считаться решенным.
И вот ныне, после испытаний коммунистической революции, мы
можем с уверенностью сказать, что только тот способ владения и распоряжения
вещами имеет будущее, который действительно поощряет человеческий инстинкт
творчески вглядываться в вещи, изживаться в этом самодеятельно и интенсивно,
создавать свое будущее уверенно и без опасливых оглядок. Именно таков строй
частной собственности. Напротив, те способы владения и распоряжения вещами,
которые подавляют человеческий инстинкт, застращивают его, обессиливают или как
бы кастрируют, осуждены с самого начала и лишены будущего. Когда хотят наказать
каторжника, то сводят круг его имущественной власти к минимуму или угашают его
совсем; но и каторжник имеет право продать свое изделие, получить милостыню,
съесть свой паек, отдать его животным или обменять его у соседа. Когда вводят
или поддерживают сельскохозяйственную общину с ее периодическими переделами, то
этим превращают собственника в условного и временного пользователя
участком и подрывают в нем трудовой интерес и волю к качественному,
интенсивному хозяйству; он уподобляется арендатору и начинает выпахивать
землю и склоняться к хищническому хозяйству. Когда над какой-нибудь группой
собственников или над целой страной повисает угроза принудительного или тем
более безвозмездного отчуждения, то это пресекает и убивает «доверие»
собственника к вещам и к людям и хозяйственно вредит всей стране. Социализм
и коммунизм отвергают естественное право людей на хозяйственную самостоятельность
и самодеятельность и соответственно их право частной собственности; этим люди
практически приравниваются к каторжникам или ставятся в положение хозяйственных
кастратов. Все это относится в особенности к частной собственности на
«средства производства», ибо человек инвестирует себя творчески — не в
потребляемые вещи, а в вещи, служащие производству.
Итак, частная собственность является тою формою обладания и
труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека.
И заменить ее нельзя ничем: ни приказом и принуждением (коммунизм), ни
противоинстинктивной «добродетелью» (христианский социализм4). В течение некоторого
времени возможно принуждать человека вопреки его инстинкту; есть также
отдельные люди, способные усвоить себе противо-инстинктивную добродетель. Но противоестественное
принуждение и противоестественная добродетель никогда не станут творческой
формой массовой жизни.
Если воспретить человеку творить по собственному почину и
побуждению, то он вообще перестанет творить. Любить, созерцать,
молиться и творить можно только свободно, исходя из своей собственной
потребности. Этот закон действует не только в религии и в искусстве, но и в
жизни семьи и в хозяйстве. Ибо и семья, и хозяйство вырастают из любви и
остаются живым творчеством. Из безразличия же родится не творчество, а
мертвое, механическое отправление, индифферентное и формальное отбывание
«очередного номера» для видимости и напоказ. Безразличный человек работает без
одушевления: вдохновение незнакомо ему, творческая глубина его инстинкта
остается холодной, не напрягается и бездейственно молчит. Брак без любви не
создает ни здоровой семьи, ни одаренного потомства; он духовно и общественно
вреден. И подобно этому — хозяйство без свободного внутреннего побуждения, без
личной инициативы и частной собственности, бюрократически ведомое безразличными
чиновниками, — не создает ни благосостояния, ни даже достаточного и
сколько-нибудь доброкачественного продукта: оно общественно и государственно
вредно. Исключить из хозяйственного процесса начало инстинктивной
самодеятельности, начало личного интереса, начало духовной свободы и начало
доверчивого самовложения в вещи значит отдать все на волю формального и
продажного бюрократизма, безразличной нерадивости, пустой притязательности,
явной безответственности, тайного саботажа и самой жалкой бесхозяйственности.
Вот почему введение коммунизма не подрывает идею частной собственности, а
реабилитирует и обосновывает ее.
Это обоснование может быть вкратце выражено так.
1. Частная собственность соответствует тому индивидуальному
способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет навстречу
инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя его естественному праву
на самодеятельность и самостоятельность.
2. Частная собственность вызывает в человеке инстинктивные
побуждения и духовные мотивы для напряженного труда, для того, чтобы не
щадить своих сил и творить лучшее. Она развязывает хозяйственную предприимчивость
и личную инициативу и тем укрепляет характер.
3. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям,
к вещам и к земле, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои
ценности.
4. Частная собственность научает человека творчески
любить труд и землю, свой очаг и родину. Он выражает и закрепляет его
оседлость, без которой невозможна культура. Она единит семью, вовлекая ее в
собственность. Она питает и напрягает государственный инстинкт человека. Она
раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его
религиозному приятию природы и мира.
5. Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке
правосознание, научая его строго разделять «мое» и «твое», приучая его к
правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное
чувство гражданского порядка и гражданственной самостоятельности, верный подход
к политической свободе.
6. Наконец, частная собственность воспитывает человека к хозяйственной
солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу: ибо каждый
собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство: и
конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению,
необходимому для народного хозяйства. И путь к организации мирового хозяйства
идет не через интернационально-коммунистическое порабощение, а через осознание
и укрепление той солидарности, которая вырастает из частного хозяйства.
Так раскрывается и обосновывается духовный смысл частной
собственности.
4. Социальное понимание
собственности
Все высказанное нами в обоснование частной собственности
отнюдь не следует понимать в том смысле, будто вырастающий из нее общественный
и правовой строй не имеет своих проблем, затруднений и опасностей. Он имеет их,
и разрешить или преодолеть их совсем не легко. Однако сначала надо
удостовериться, во-первых, в том, что все отрицательные проявления частно-правовой
дисгармонии капиталистического строя, все опасности нецелесообразного и
несправедливого деления на классы, а особенно — завистливой и мстительной
классовой борьбы, все бремя порабощения, безработицы, все убытки от анархии
производства — нисколько не преодолеваются отменою частной собственности:
ибо коммунизм создает государственный капитализм, небывалое порабощение и
нищету, вызывает к жизни новую анархию производства, углубляет чувства зависти
и мести, усиливает классовую борьбу и доводит до высшей беззастенчивости
эксплуатацию трудящегося человека. Во-вторых, надо понять, что частная собственность
коренится не в злой воле жадных людей, а в индивидуальном способе жизни,
данном человеку от природы. Кто хочет «отменить» частную собственность, тот
должен сначала «переплавить» естество человека и слить человеческие души в
какое-то невиданное коллективно-чудовищное образование; и понятно, что такая
безбожная и нелепая затея ему не удастся. Пока человек живет на земле в виде
инстинктивного и духовного «индивидуума», он будет желать частной собственности
и будет прав в этом.
Ввиду всего этого в дальнейшем надо искать иного выхода, и
притом именно на путях духовного и правового воспитания людей, на путях
свободного труда u свободной доброты, на путях изобилия,
щедрости, неуравнивающей справедливости и естественной солидаризации людей. Эти
пути суть пути христианские; они приведут человечество к социальному пониманию
собственности.
Согласно основному учению Евангелия, «Царство Божие»
обретается во внутреннем мире человека (Лук. 17. 21), и потому людям
следует начинать очищение и преображение их жизни изнутри (Мтф. 23. 26;
Мрк. 7. 20—23; Лук. 11. 39). Это первое и основное, что
должно быть усвоено христианином: все обновляется, очищается и преобразуется
изнутри — вся жизнь и вся культура. Это относится и к государству, и к
хозяйству. Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности, а
говоря о «богатых», коим «трудно войти в Царство Божие» (Мтф. 19. 23—24; Мрк.
10. 23—25; Лук. 18. 24—25), Он имел в виду не размер их имущества, а их
внутреннее отношение к богатству: они «надеются» на него (Мрк. 10. 24);
«служат ему, а не Богу» (Мтф. 6. 24; Лук. 16. 13); «собирают себе» земные
сокровища и пребывают в них «сердцем» (Мтф. 6. 19—21), и потому богатеют «не в
Бога» (Лук. 12. 21). Но изнутри Божия благодать* уже посетила
и преобразила души множества богатых людей, начиная с мытаря Закхея5 и Иосифа Аримафейского6. Согласно этому, и нищий, и зажиточный, и
богач могут быть добрыми и злыми; и только апостолам («следуй за Мною». Мтф.
19, 21; «возьми крест свой». Мтф. 16, 24, 10, 38; Мрк. 8, 34) Христос советовал
полное отречение от имущества (срв. Мтф. 10. 8—10; Мрк. 6. 8; Лук. 9. 3).
Остальным же он заповедовал милосердие (Мтф. 9. 13; Лук. 10. 37; срав.
Рим. 12. 8; Филип. 2. 1) и щедрость (Мтф. 5. 42; Лук. 6. 30; срв. Ефес.
4. 28 и др.).
Идя по этому пути, мы должны искать разрешения проблем,
возникающих в связи с частной собственностью, прежде всего через внутреннее
воспитание и просветление человеческого существа, с тем, однако, чтобы
постоянно отыскивать и проводить те духовно-верные и целесообразные государственные
мероприятия, которые могли бы внешним образом исправить внешние последствия
внутреннего несовершенства людей.
Согласно этому, вся проблема хозяйства, и в особенности
частно-правового хозяйства, должна быть поставлена заново как в науке,
так и на практике: это есть проблема хозяйствующей души и ее верной
мотивации; это есть проблема духа, строящего культуру, и его верных
жизненных форм. Те способы хозяйствования, которые повреждают естественную
мотивацию человеческой души, должны быть отклонены с самого начала. Отклонению
подлежат и все хозяйственные формы и установления, которые противоречат
человеческому духу. И в то же время в людях должна непрерывно воспитываться
жизненно-целесообразная и духовно-достойная мотивация хозяйственного труда u творчества. Напрасно думать, что поврежденный инстинкт и
разложившийся дух могут создать могучее и цветущее хозяйство. На самом деле
только здоровый инстинкт в сочетании с сильным и воспитанным духом смогут найти
верный исход и создать хозяйственное изобилие при социально
справедливом строе.
Вся человеческая духовная культура — «много‑личная» по
субъекту и «сверх-личная» по своей ценности — возникла из личной духовности,
из той первичной ячейки Духа, которая именуется духовной личностью.
Человек восходит к Богу и совершенству не через отвержение природы, не мимо ее
и не вопреки ей, а через нее. Кто хочет подняться к сверхличному, тот
должен принять личное начало и творить из него. Сто невежд не
создадут науки; тысяча трусов не образует боеспособного отряда; миллион нищих
не создадут цветущего народного хозяйства. Во всех областях человеческой
культуры личное начало подлежит не подавлению и искоренению, а приятию,
утверждению, воспитанию, одухотворению и гармоническому дисциплинированию.
Нужно не погасить «частное», а создать гармонию и равновесие множества
«частных». Вредна не частная инициатива, а противообщественное
настроение и поведение единичного человека. Опасно не личное творчество, а
безудержное своекорыстие невоспитанного индивидуума. Спасителен не социализм, а
творческое сочетание свободы и справедливости.
Но социальная справедливость должна быть найдена без того,
чтобы душа была изуродована, а духовность утрачена: ибо стадо деморализованных
варваров погубит и утратит всякую справедливость, если бы даже удалось ее
найти. И свобода личного творчества должна быть утверждена без того, чтобы в
общественной жизни водворилась несправедливость капиталистической эксплуатации
и массовой безработицы: ибо кому нужна «свобода» безработицы и голодной смерти?
Каждый человек должен иметь в жизни такое «место», где он
мог бы хозяйственно-творчески стоять на ногах; ту сферу, о которой он
имел бы право сказать: «мое, а не твое». Это создаст из него живую ячейку общественного
хозяйства и облегчит ему беззавистное и лояльное признание чужого достояния:
«твое, а не мое». Чем больше в народе таких живых хозяйственных ячеек, тем
прочнее частно-собственнический строй жизни*. Напротив, чем больше в
стране омертвевших хозяйственных ячеек, чем больше людей утратило хозяйственно-творческую
почву под ногами, чем больше в народе кандидатов на звание «безработного», а
потом и настоящих безработных — тем ближе частно-собственнический строй к
катастрофе. Опасно не различие между богатым и бедным, а хозяйственная
беспочвенность среди бедноты, творческая бесперспективность среди низшего
имущественного слоя.
Безнадежно теряя «мое», масса перестает чтить «твое», т. е.
все чужое; она незаметно начинает склоняться к «кулачному» или «разбойничьему»
решению вопроса: «что мое — мое, а что твое — мое же». Чтобы увести ее от этого
соблазна, неправильно звать ее на пути апостольского и аскетического отречения
от всего, что есть на земле «мое»: это не идеал для земной жизни; это есть
идеал ухода от земного строительства, идеал для немногих избранных,
призванных строить «землю» именно этим своим уходом от нее*; масса
за этим зовом не пойдет в силу здорового жизненного инстинкта, а если бы она
пошла, то погубила бы и себя, и духовную культуру на земле. Но еще
неправильнее, подобно коммунистам, внушать массе, что ни «моего», ни «твоего»
вообще не должно быть, что можно иметь «общее» и «только общее», не имея
«моего»: если народы пойдет за этим зовом, то они скоро убедятся, что «общее»
без «моего» есть «ничье» и что до «ничьего» никому и нет дела.
Задача не в том, чтобы на земле от праведности угасло
хозяйство и с ним культура и человечество (Будда, Толстой). Но задача не
состоит и в том, чтобы хозяйство стало самодовлеющей силой человеческой жизни,
поработило людей и погасило — и справедливость, и нравственное существо
человека (коммунизм).
Разрешение проблемы состоит в том, чтобы сочетать строй
частной собственности с «социальным» настроением души: свободное хозяйство с
организованной братской справедливостью.
Чувствовать и действовать «социально» значит прежде всего
признавать на деле начало христианской любви и братства; это значит, далее,
руководиться не уравнивающей справедливостью («всем поровну»), а распределяющей
(«каждому свое, кто чего заслужил»); это значит — оберегать слабых,
нуждающихся, больных и беспомощных, связывать благополучие целого с благоденствием
личности и, наконец, будить и поощрять во всех слоях народа качественные,
творческие силы человеческого инстинкта и духа. За последние десятилетия сложился
предрассудок, будто «социальный образ мыслей» составляет монополию социалистов,
которые предлагают будто бы наилучшее, хотя и радикальное разрешение вопроса о
социальной справедливости. Трагический опыт коммунизма смыл этот предрассудок,
ибо он показал, к каким мучительным и унизительным анти-социальным
последствиям ведет водворение социализма в практике. И ныне человечество будет
искать новую социальную идею, новое социальное понимание собственности.
Это новое понимание будет исходить из древних христианских
основ*. Основы его можно было бы вкратце
формулировать так.
1. Иметь частную собственность и проистекающую из нее хозяйственную
самостоятельность есть великое благо. Чем меньше людей лишено этого
блага, тем лучше. Чем больше людей оторвано от собственности, тем
несправедливее общественный строй, тем менее жизнеспособно государство.
2. Количественное поравнение имущества бесцельно и вредно:
естественное неравенство человеческих сил, способностей и желаний все равно
скоро опять приведет к имущественному неравенству. Имущественное
неравенство преодолевается не переделом богатств, а освобождением души от
зависти, естественным, братским доброжелательством, искусством довольствоваться
тем, что есть, помышлением не о тех, кто «богаче меня», а о тех, кто «беднее
меня», уверенностью, что богатство не определяет человеческого достоинства, и
творческим трудолюбием. Воспитание должно давать людям умение духовно
переносить неравенство.
3. Существенно не владение человека, а его сердце и воля,
а также дела, проистекающие из его внутреннего мира. Есть люди, достойные
всяческого богатства; и есть люди, не умеющие употребить во благо даже свою
нищенскую суму.
4. Нужно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а
то, чтобы в стране не было хозяйственно-беспочвенных, бессильных,
безработных, бесперспективных людей. Каждый такой человек должен
испытываться всеми как национально-хозяйственная рана, вредная и опасная для
всего народа. Важно, чтобы у каждого был хозяйственно-отправной пункт; чтобы
подъем к благосостоянию не был искусственно затруднен; чтобы полезный и
продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее
влияние частной собственности, а также успешность u почетность честного
труда.
5. Новые поколения должны воспитываться в убеждении, что
частная собственность не просто «право», а нравственно обязывающее право.
Собственность обязывает каждого к творческому использованию всех ее
возможностей; к несению больших общественных тягот и государственных
повинностей; к человеческому обхождению со всеми, кто так или иначе зависит от
вещной власти собственника; к постоянной заботе о хозяйственно-беспочвенных
людях.
6. В частном хозяйстве заложена тяга к самодовлению и самосильности.
Этой тяге должны быть противопоставлены поиски новых форм солидаризации и
сотрудничества частных хозяйств («кооперация» в широком и тесном смысле
слова). Каждый частный хозяин должен чувствовать себя связанным законами хозяйственного
инстинкта (рынок) и законами хозяйствующего духа (родина) со всею
системою частных хозяйств своей страны.
7. Три требования: изобилия, качества продукта и щедрости
должны быть включены в нравы народа. Первые два требования приведут к
строгой экономии, к дисциплинированности труда и к поднятию техники в производстве.
Третье требование придаст распределению дохода и продукта характер
мягкой социальности и доступности.
8. Особые меры необходимы для борьбы с противообщественным
пользованием собственности (эксплуатация, «потогонный труд», ростовщичество
и шикана). Должны быть проведены законы, которые сделали бы социальное
пользование собственностью выгодным, а антисоциальное — невыгодным.
Собственник, лишенный чувства ответственности и чувства сверхклассовой
солидарности, распоряжающийся своим имуществом ко вреду других и поступающий
антисоциально, должен убедиться в том, что его образ действия предосудителен,
что собственность его пользуется меньшей защитой, что такое ведение
хозяйства оказывается экономически, юридически и нравственно невыгодным
для него самого так, чтобы он сам захотел вступить на другой путь, и т. д.
Все это, вместе взятое, может быть выражено так: частная
собственность должна быть утверждена, но народ должен систематически
воспитываться к верному пониманию ее идеи. Это воспитание должно связать
внутреннее переживание частной собственности и внешнее распоряжение ею — с благородными
мотивами и социальными побуждениями человеческой души и, соответственно, вскрывать
и обезвреживать дурные мотивы и побуждения. Частная собственность есть власть:
непосредственно — над вещами, но опосредствованно — и над людьми. Нельзя
давать власть, не воспитывая к ней. Частная собственность есть свобода.
Нельзя представлять свободу, не приучая к ее благо-употреблению. Частная
собственность есть право: этому праву соответствуют не только
юридически-выговоренные обязанности, но и нравственно-социальные, и
патриотические, нигде не оформленные и не выговоренные обязательства.
Частная собственность означает самостоятельность и самодеятельность человека:
нельзя исходить от предположения, что каждый из нас «от природы» созрел к ней и
умеет ее осуществлять в жизни.
Только сильный и духовно воспитанный дух сумеет верно
разрешить проблему частной собственности и создать на основании ее цветущее и
социальное хозяйство.
И в этом отношении частная собственность подчинена всем
основным законам человеческого духа.
Послесловие
Таков утверждаемый нами путь духовного обновления. Таковы
первые, фундаментальные вопросы человеческого бытия, древние, как мир, и в то
же время требующие от нас новой очевидности, нового постижения и нового
осуществления. Это необходимые человеку формы духовной жизни. Они
представляют собою некое органическое единство, цельное и нерасторжимое;
и ни одна из этих форм не может быть по произволу отвергнута или отдана в
жертву мировому соблазну.
1. Надо научиться веровать. Не — «верить» вопреки
разуму и без оснований, от страха и растерянности, а веровать цельно, вместе с
разумом, веровать в силу очевидности, загоревшейся в личном духовном опыте и не
могущей угаснуть.
2. Такая вера добывается любовью, духовною любовью к
совершенному. Верование и любовь связаны воедино: в человеческой душе, в
глубине личного сердца (субъективно) и там, вверху, в самом духовном Предмете
(объективно). Кто полюбит качество, тот уверует в Бога; кто полюбит
Бога, тот уверует в качество и возжелает совершенного в земных делах.
Через веру и любовь постигается и осмысливается все остальное.
Так, смысл свободы в том, чтобы самому полюбить, через любовь
самому увидеть и через очевидность — самому уверовать; свобода есть самостоятельная,
самобытная, творческая любовь и вера. И совесть движется силою веры и
любви. И семья есть первое лоно любви и веры. И родина
постигается любовью и строится верою. И национализм есть не что
иное, как любовь к своеобразной духовности своего народа и вера в
его творческие богоданные силы. Без любви и веры невозможно правосознание,
необходимое для государственности, оберегающей нацию, и для справедливой
организации хозяйственного труда.
3. Мы должны научиться свободе. Ибо свобода не есть
удобство жизни или приятность, или «развязание» и «облегчение», но претрудное
задание, с которым надо внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое
надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не пасть самому. Надо воспитывать
себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет
источником соблазна и гибели.
Свобода необходима верующему и любящему, чтобы любить
любимое цельно и веровать искренно. Без свободы не будет настоящей веры и
любви.
Но первым проявлением свободы должен быть совестный акт.
И первым жилищем свободы должна быть семья, чтобы человек в семейной жизни
созрел к свободному патриотизму, свободному национализму и свободной
государственности.
4. Мы должны научиться совестному акту. Он откроет
нам живой путь к восприятию Бога и к вере. Он научит нас самоотверженной
любви. Он даст нам величайшую радость — радость быть свободным в
добре.
Совесть научает нас строить здоровую, духовную семью.
Она откроет нам искусство любить родину и служить ей. Она предохранит нас от
всех соблазнов и извращений ложно понятого национализма.
5. Мы должны научиться чтить и любить, и строить наш семейный
очаг — это первое, единственное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту
необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни.
6. Мы должны научиться духовному патриотизму, научиться
обретению родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей
родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди
связуются в единую родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и
семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы
должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией.
7. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в
этом восхождении. И в нем, как в фокусе, собираются все другие духовные лучи.
Почему ныне появились люди, сомневающиеся в правоте национализма? Потому что
они представляют себе национализм в отрыве от веры, как проявление земной, обособляющейся
гордыни; в отрыве от любви, как воплощение самомнения и жадности; в отрыве от
свободы, как воинственное стремление поработить все иные народы; в отрыве от
совести, как систему агрессивности, кровожадности и хищности; в отрыве от
органической семейственности, как произвольную и неискреннюю выдумку; в отрыве
от патриотизма, как начало противо-духовное и противо-культурное... Кто же
виноват в этих заблуждениях? Позволительно ли молчать при виде этого соблазна?
Нет, родившись в эпоху соблазна, соблазнами окруженные и
одурманиваемые, мы должны противопоставить этим временным соблазнам — вечные
основы духовного бытия, необходимые человеку в его земной жизни. Эти вечные
основы слагают единую духовную атмосферу, единый путь, который необходимо прочувствовать
и усвоить; чтобы на вопрос: «во что же нам верить?» мы могли бы ответить живою
верою: в Бога, в любовь, в свободу, в совесть, в семью, в родину и в духовные
силы нашего народа, начиная с Бога и возвращаясь к Нему, утверждая, что и
любовь, и свобода, и совесть, и семья, и родина, и нация суть лишь пути,
ведущие к Его постижению и к Его осуществлению в земной жизни человека.
Знаем, что помимо этих путей к Нему ведут еще и иные пути: и
наука, и философия, и искусство. Но об этих путях и о связанных с ними кривых
истолкованиях и соблазнах надлежит говорить отдельно.
_____________________________________________________________
1 Левиафан — в библейской мифологии огромное
морское чудовище, в переносном смысле — нечто огромное и чудовищное.
2 Шикана — от шиканить, шиканировать, то есть
притеснять, придираться, надоедать, вредить. «Шиканой называется в
юриспруденции пользование своим правом исключительно во вред другому» (И л ь и
н И. А. Яд большевизма. — Женева, 1931. — С. 13. См. также И л ь и н И. А. Собр. соч. в 10 тт. Доп. том «Статьи, лекции, выступления, рецензии
(1906—1954)» — С. 362 (Русская книга, М., 2001).
3 Лаццарони (ит. нищие, босяки) — в XVII—XIX вв.
деклассированные элементы, люмпены.
4 Христианский социализм. — направление
общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую
окраску.
5 Мытарь Закхея — согласно священному Писанию,
начальник мытарей, богатый человек, возжелавший увидеть Иисуса, для чего, из-за
маленького роста, влез на смоковницу.
6 Иосиф Аримафейский — добрый и правдивый
человек, будучи членом Синедриона, не участвовал в осуждении Христа, а позже
пришел к Пилату и испросил тело Иисусово; «сняв его, обвил плащаницею и положил
его во гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лук. 23,
50—53). |