Экслибрис для личной библиотеки И. А. Ильина и Н. Н. Ильиной
создал их близкий друг художник Евгений Евгеньевич
Климов (1901–1990). Он родился в Митаве (ныне Елгава) в семье юриста. В
1921 году после службы вольноопределяющимся в Севастополе и падения Белой армии
уехал в Ригу, где окончил Латвийскую Академию Художеств. Впоследствии работал
преподавателем Рижской русской гимназии. Одна из самых значительных работ художника
– мозаичный образ Троицы Рублева, исполненный по его эскизу во время войны, а в
2003 году установленный над Троицкими воротами Псковского кремля. Он является
автором мозаичного изображения Иоанна Крестителя на часовне над могилой
архиепископа Иоанна Поммера на Покровском кладбище в Риге. С 1944 года в
качестве реставратора икон работал в Кондаковском институте (Прага). В 1949
году переселился в Канаду, где занимался преподавательской и
культурно-просветительской деятельностью. Когда в зарубежье стало известно о
создании Советского фонда культуры под руководством академика Д. С. Лихачева,
Евгений Евгеньевич одним из первых передал России бесценные щедевры русских
художников из своей коллекции, в том числе этюд работы В. И. Сурикова к картине
«Исцеление слепорожденного», эскизы М. Добужинского; этюды А. Бенуа и З.
Серебряковой стали основой музея А. Бенуа в Петродворце. Псковскому музею была
передана большая коллекция его собственных работ.
Сын художника Алексей Евгеньевич
Климов рассказал, что «знакомство Е. Е. Климова с И. А. Ильиным
произошло в Риге, куда философ приезжал в 1931 г. для чтения серии лекций. А в 1935 г. Ильин провел лето в дачном поселке Кокнезе недалеко от
Риги и здесь подружился с многочисленной семьей Климовых: Марией
Александровной, матерью художника, его братьями – Георгием и Константином и их
семьями. (См. воспоминания Е. Климова об Ильине: Русское возрождение. № 23.
Нью-Йорк, 1983.)
Письма Ильина к Е. Е. Климову, написанные в 1930-е годы, до
нас не дошли. Однако в архиве художника сохранились выписки из двух писем этих
лет, где Иван Александрович откликается на присылку альбомов литографий работы
Е. Климова.
Одна из них – об альбоме «Городские пейзажи. Pilsetas
ainavas». Литографии Е. Климова. Рига, 1937: «Общее впечатление очень хорошее
<...> Однако в живописи Ваши видения тоньше, трепетнее, прозрачнее:
глубже ворожит светотень, неизреченнее выражает блестки света, нежнее поет
Предмет. <...> Живописный Климов показался нам богаче и тоньше в оттенках.
Не браните».
Вторая – об альбоме «По Печерскому краю». Литографии Е.
Климова. Рига, 1938: “Спасибо за память, и за подарок. И за содержание, и за
форму этих прелестных образов. Нагляделся на них до того, что вижу многие с
закрытыми глазами. <...> А за всем этим такой запас нежного, любящего
сердца, родившего это созерцание, что действует всё утешительно и целительно”».
Картина художника «Изборск весной»
(этюд маслом. 1930-е годы) украшала квартиру философа. На обороте картины – надпись
Е. Е. Климова: «Дорогим Наталии Николаевне и Ивану Александровичу на память об
Изборске. Верю, что “Грядущая Весна будет для всех нас. 12 ноября 1935 г. Е. Климов /подпись/».
Первоначальный проект экслибриса по просьбе Ильина должен
был включать вид Кремлевского Дворца, который строил дед
философа. Окончательный рисунок Е. Е. Климов прислал ему из Канады, этот
вариант и был использован И. А. Ильиным для своей библиотеки. Следующие
отрывки из писем И. А. Ильина к Е. Е. Климову проливают свет на историю
создания экслибриса и на важные моменты биографии русского философа.
«Набросок Ваш для ex libris эффективен и хорош. Но для
нас – “нескромен”. То, что Вы нарисовали, надо бы отодвинуть вдаль –
видением, блаженным сном; и никакого “профессора”...» (Из письма И. А. Ильина к
Е. Е. Климову от 17.08.1949).
«Дорогой Евгений Евгеньевич!
Спасибо Вам за дерево-резную открыточку! Теплом от
нее веет! Спасибо и за Ex Libris. Дайте подумать. Все, что приходит в голову –
нескромно. Вот напр. Всего-на-всего – главный купол Большого Кремлевского
Дворца. Почему?
1) Строил его мой дед по отцу
инженер-полковник Ив. Ив. Ильин; после этого он был комендантом дворца со
званием “Майор от Ворот Большого Кремл. Дворца” – до самой смерти; там и
жила и вся семья деда, там родился и отец мой (крестник Александра II).
2) Детство мое – квартира в Шереметьевском пер., IV этаж –
лицом на Кремль с дворцом и на дворцовую церковь Шереметевых (“Нарышкинское
барокко”). Шесть лет патриотич. чувств и любования.
3) Профессорские года – квартира в Крестовоздвиж. переулке,
VI этаж – балкон – пол-Москвы – и вид на этот купол. 10 лет зрелой жизни 1912–1922
(до изгнания). Здесь я задумал мою книгу о Монархии.
4) Символ – Кремль Моск. – Дворец – Купол венчающий –
превосходное по стилю и вкусу сооружение – миросозерцание.
А потом подумаешь – покажется “нескромно”. Ну, да не елочки
же делать?
Сколько вокруг этого Дворца гулялось, Александр. сад –
кремл. стены – детство – все ворота – купол этот!.. И мимо него же меня увозили
в тюрьму на Лубянку... Пото´м...
А мечтаем мы – нашу библиотеку – есть хорошее!! –
завещать Моск. Университету». (Письмо И. А. Ильина к Е. Е. Климову, весна
1950).
Экслибрис получился другим: Спасская башня Кремля и
Успенский собор воспринимаются как символ идеального отношения (симфонии) светской
и церковной власти – щит Российского Государства.
Ю. Т. Лисица |