1883-1954
 

ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
И.А. ИЛЬИНА

 
*
Экслибрис
 
*
Описание библиотеки

Составитель И.В. Овчинкина.

*
Автографы
 
*
Каталог библиотеки
И.А. Ильина
 
*
О библиотеке
 

Экслибрис для личной библиотеки И. А. Ильина и Н. Н. Ильиной создал их близкий друг художник Евгений Евгеньевич Климов (1901–1990). Он родился в Митаве (ныне Елгава) в семье юриста. В 1921 году после службы вольноопределяющимся в Севастополе и падения Белой армии уехал в Ригу, где окончил Латвийскую Академию Художеств. Впоследствии работал преподавателем Рижской русской гимназии. Одна из самых значительных работ художника – мозаичный образ Троицы Рублева, исполненный по его эскизу во время войны, а в 2003 году установленный над Троицкими воротами Псковского кремля. Он является автором мозаичного изображения Иоанна Крестителя на часовне над могилой архиепископа Иоанна Поммера на Покровском кладбище в Риге.  С 1944 года в качестве реставратора икон работал в Кондаковском институте (Прага). В 1949 году переселился в Канаду, где занимался преподавательской и культурно-просветительской деятельностью. Когда в зарубежье стало известно о создании Советского фонда культуры под руководством академика Д. С. Лихачева, Евгений Евгеньевич одним из первых передал России бесценные щедевры русских художников из своей коллекции, в том числе этюд работы В. И. Сурикова к картине «Исцеление слепорожденного», эскизы М. Добужинского; этюды А. Бенуа и З. Серебряковой стали основой музея А. Бенуа в Петродворце. Псковскому музею была передана большая коллекция его собственных работ.   

Сын художника Алексей Евгеньевич Климов рассказал, что «знакомство Е. Е. Климова с И. А. Ильиным произошло в Риге, куда философ приезжал в 1931 г. для чтения серии лекций. А в 1935 г. Ильин провел лето в дачном поселке Кокнезе недалеко от Риги и здесь подружился с многочисленной семьей Климовых: Марией Александровной, матерью художника, его братьями – Георгием и Константином и их семьями. (См. воспоминания Е. Климова об Ильине: Русское возрождение. № 23. Нью-Йорк, 1983.)

Письма Ильина к Е. Е. Климову, написанные в 1930-е годы, до нас не дошли. Однако в архиве художника сохранились выписки из двух писем этих лет, где Иван Александрович откликается на присылку альбомов литографий работы Е. Климова.

Одна из них – об альбоме «Городские пейзажи. Pilsetas ainavas». Литографии Е. Климова. Рига, 1937: «Общее впечатление очень хорошее <...> Однако в живописи Ваши видения тоньше, трепетнее, прозрачнее: глубже ворожит светотень, неизреченнее выражает блестки света, нежнее поет Предмет. <...> Живописный Климов показался нам богаче и тоньше в оттенках. Не браните».

Вторая – об альбоме «По Печерскому краю». Литографии Е. Климова. Рига, 1938: “Спасибо за память, и за подарок. И за содержание, и за форму этих прелестных образов. Нагляделся на них до того, что вижу многие с закрытыми глазами. <...> А за всем этим такой запас нежного, любящего сердца, родившего это созерцание, что действует всё утешительно и целительно”».

Картина художника «Изборск весной» (этюд маслом. 1930-е годы) украшала квартиру философа. На обороте картины – надпись Е. Е. Климова: «Дорогим Наталии Николаевне и Ивану Александровичу на память об Изборске. Верю, что “Грядущая Весна будет для всех нас. 12 ноября 1935 г. Е. Климов /подпись/».    

Первоначальный проект экслибриса по просьбе Ильина должен был включать вид Кремлевского Дворца, который строил дед философа. Окончательный рисунок Е. Е. Климов прислал ему из Канады, этот вариант и  был использован И. А. Ильиным для своей библиотеки. Следующие отрывки из писем И. А. Ильина к Е. Е. Климову проливают свет на историю создания экслибриса и на важные моменты биографии русского философа.

«Набросок Ваш для ex libris  эффективен и хорош. Но для нас – “нескромен”. То, что Вы нарисовали, надо бы отодвинуть вдаль – видением, блаженным сном; и никакого “профессора”...» (Из письма И. А. Ильина к Е. Е. Климову от 17.08.1949).

«Дорогой Евгений Евгеньевич!

Спасибо Вам за дерево-резную открыточку! Теплом от нее веет! Спасибо и за Ex Libris. Дайте подумать. Все, что приходит в голову – нескромно. Вот напр. Всего-на-всего – главный купол Большого Кремлевского Дворца. Почему?

1) Строил его мой дед по отцу инженер-полковник Ив. Ив. Ильин; после этого он был комендантом дворца со званием “Майор от Ворот Большого Кремл. Дворца” – до самой смерти; там и жила и вся семья деда, там родился и отец мой (крестник Александра II).

2) Детство мое – квартира в Шереметьевском пер., IV этаж – лицом на Кремль с дворцом и на дворцовую церковь Шереметевых (“Нарышкинское барокко”). Шесть лет патриотич. чувств и любования.

3) Профессорские года – квартира в Крестовоздвиж. переулке, VI этаж – балкон – пол-Москвы – и вид на этот купол. 10 лет зрелой жизни 1912–1922 (до изгнания). Здесь я задумал мою книгу о Монархии.

4) Символ – Кремль Моск. – Дворец – Купол венчающий – превосходное по стилю и вкусу сооружение – миросозерцание.

А потом подумаешь – покажется “нескромно”. Ну, да не елочки же делать?

Сколько вокруг  этого Дворца гулялось, Александр. сад – кремл. стены – детство – все ворота – купол этот!.. И мимо него же меня увозили в тюрьму на Лубянку... Пото´м...

А мечтаем мы – нашу библиотеку – есть хорошее!! – завещать Моск. Университету». (Письмо И. А. Ильина к Е. Е. Климову, весна 1950).

 

Экслибрис получился другим: Спасская башня Кремля и Успенский собор воспринимаются как символ идеального отношения (симфонии) светской и церковной власти – щит Российского Государства.

                                                                                                              Ю. Т. Лисица

Все права принадлежат их обладателям. Остальные – © НИВЦ МГУ, 2009 – 2010