О РОССИИ
Три речи
1926 —
1933
В наше время, время видимого крушения России, а на самом
деле — время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного
возрождения в перерожденном виде; в наши дни, дни великого соблазна для
близоруких и великих надежд для дальнозорких, когда русский народ, всеми иными
народами преданный и покинутый, сам с собой наедине перед лицом Божиим добывает
себе свободу голодом и кровью, пытаясь по-самсоновски повалить на себя капище
Дагона, но выйти из-под развалин с молитвою на устах и с приговором для своих
врагов; в такое время, в такие дни, когда у каждого русского сердце горит от
святой любви и священного гнева, когда уже иноземцы начинают постигать мировое
и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной
судьбе, чудится мне, что у всех у нас есть потребность обратиться к России в ее
историческом целом, окинуть взором, сколько его хватит, нашего взора, пути, и
судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы ее культуры, из коих все вышло
и к коим все сводится, увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных
уклонах и соблазнах, увидеть все это не только в исторической ткани нашей
страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном
укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из
нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую
русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и
неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового
соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и
незавершенности нашего национального характера, без одоления которых нам не
построить России — ни нам, ни нашим детям и внукам...
Духовная культура народа не есть его почетное кладбище; не
есть только музей его лучших свершений или все множество его вещественных и
сверхвещественных созданий; нет, она живет и творится и в нас, его сынах,
связанных со своею родиной любовью, молитвою и творчеством; она живет незримо в
каждом из нас, и каждый из нас то бережет и творит ее в себе, то пренебрегает
ею и запускает ее... Россия не только «там», где-то в бескрайних просторах и
непроглядных лесах; и не только «там», в душах ныне порабощенного, но в
грядущем свободного русского народа; но еще и «здесь», в нас самих, с нами
всегда в живом и таинственном единении. Россия всюду, где хоть одна
человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому
возрождение и перерождение ее совершается в нас, в наших душах, в их горении,
творческом напряжении и очищении. Очистившиеся души найдут новые молитвы;
созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами обновится
Россия и ее культура.
Мы призываем думать об этом и трудиться над этим день и ночь
— и там, в России, в рабском стеснении городов, на ограбленных полях, в каторге
ссыльного труда; и здесь, за рубежом, сидя в бесправии и уничижении у
негостеприимных очагов недопогибших народов. И прежде всего и больше всего
каждый из нас призван, не соблазняясь иностранными и инославными суждениями о
нашей России и предоставляя упорствующим в слепоте стать жертвою их слепоты,
постигнуть Россию в ее вечном, исторически духовном естестве, найти ее в себе и
найти в своей душе то место, от которого он мог бы ныне же заткать новую ткань своей жизни как ткань Ее жизни.
Видим Россию любовью и верою, делим ее муку и знаем, что
придет час ее воскресения и возрождения. Но дня и часа не знаем, ибо они во
власти Божией.
1. О РОССИИ
Разве можно говорить о ней? Она — как живая тайна: ею можно
жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в
себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать...
Но о дарах ее; о том, что она дала нам, что открыла; о том,
что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего
духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы... об
отражении в нас нашей Родины — да будет сказано в благословении и тишине.
* * *
Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин,
вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И
просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких
нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя
ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Мы родимся в этой
внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несем ее в себе — и все ее дары,
и все ее опасности: и дары ее — способность из глубины творить, беззаветно
любить и гореть в молитве, и опасности ее — тягу к безвластию, беззаконию,
произволу и замешательству... Нет духовности без свободы; и
вот благодаря нашей свободе пути духа открыты для нас — и свои, самобытные, и
чужие, проложенные другими. Но нет духовной культуры без
дисциплины; и вот дисциплина есть наше великое задание, наше призвание и
предназначение. Духовная свободность дана нам от природы; духовное оформление
задано нам от Бога.
Разливается наша стихия, как весенняя полая вода, — ищет
предела вне себя, ищет себе незатопимого берега. И в этом разливе наша душа
требует закона, меры и формы; и когда находит, то врастает в эту форму
свободно, вливается в нее целиком, блаженно вкушает ее силу и являет миру
невиданную красоту...
Что есть форма? Грань в пространстве; мера и ритм во
времени; воля, закон и долг в жизни; обряд в религии. Всмотритесь в линии нашей
иконы, в завершенные грани наших храмов, дворцов, усадеб и изб, почувствуйте
живой, неистощимый ритм нашего стиха, нашей музыки, нашей свободно творимой
пляски — все это явления свободы, нашедшей свой закон, но не исчерпаемой и не
умерщвленной им. Так, в старину облик царя венчал собою свободное биение
народной жизни, но не подавлял и не умерщвлял его, ибо народ свободно верил
своему царю и любил его искренно, из глубины. Так, православный обряд наш дышит
успокоением и свободой в своей завершенности, цельности и гармоничной, мерной
истовости.
Не разрешена еще проблема русского национального характера,
ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом.
Столетиями строили его монастырь и армия, государственная служба и семья. И
когда удавалось им их дело, то возникали дивные, величавые образы: русские
подвижники, русские воины, русские бессребреники, претворявшие свой долг в
живую преданность, а закон — в систему героических поступков; и в
них свобода и дисциплина становились живым единством. А
из этого рождалось еще более высокое: священная традиция России — выступать в
час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь за дело
Божие, всенародное и отечественное... И в этом ныне — наша белая
идея.
Наша родина дала нам духовную свободу; ею проникнуто все
наше лучшее, все драгоценнейшее — и православная вера, и обращение к царю, и
воинская доблесть, и наше до глубины искреннее, певучее искусство, и наша
творческая наука, и весь наш душевный быт и духовный уклад. Изменить этой
свободе — значило бы отречься от этого дивного дара и совершить предательство
над собою. А о том, как понести бремя этого дара и отвратить опасности на нашем
пути — об этом должны быть теперь все наши помыслы, к этому должны быть
направлены все наши усилия. Ибо если дисциплина без свободы мертва и
унизительна, то свобода без дисциплины есть соблазн и разрушение.
* * *
Россия одарила нас огромными природными богатствами
— и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. Правда, они далеко не
всегда даны нам в готовом виде: многое таится под спудом, многое надо добывать
из-под этого спуда. Но знаем мы все, слишком хорошо знаем, что глубины наши — и
внешние, и внутренние — обильны и щедры. Мы родимся в этой уверенности, мы
дышим ею, мы так и живем с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего
много», что «на всех хватит, да еще и останется», и часто не замечаем ни
благостности этого ощущения, ни сопряженных с ним опасностей...
От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое
органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность.
Русская душа легка, текуча и певуча, щедра и нищелюбива — «всем хватит и еще
Господь пошлет»... Вот они — наши монастырские трапезы, где каждый приходит,
пьет и ест и славит Бога. Вот оно наше широкое гостеприимство. Вот и эта дивная
молитва при посеве, в которой сеятель молится за своего будущего вора: «Боже!
Устрой, и умножь, и взрасти на всякую долю человека голодного и сирого,
хотящего, просящего и произволяющего, благословляющего и неблагодарного»... И
если в простых сердцах так обстоит, то что же думать о сердце царя, где «всей
Руси было место» и где был источник любви, справедливости и милости для всех
«сирот» без изъятия?..
Да, благодушен, легок и даровит русский человек: из ничего
создаст чудесное; грубым топором — тонкий узор избяного украшения; из одной
струны извлечет и грусть, и удаль. И не он сделает; а как-то «само выйдет»,
неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется. Не ценит
русский человек своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное
дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда — соблазн и опасность.
Проживает свои дары, проматывает свое достояние, пропивает добро, катится вниз
по линии наименьшего сопротивления. Ищет легкости и не любит напряжения:
развлечется и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево,
погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» — значит
«ничье»; и потому чужое ему не запретно. Не справляется он хозяйственно с
бременем природной щедрости. И как нам быть в будущем с этим соблазном
бесхозяйственности, беспечности и лени — об этом должны быть теперь все наши
помыслы...
* * *
Россия поставила нас лицом к лицу с природой суровой и
захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и
бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, срастворила с
ними, заставила нас жить их властью и глубиной. Она дала нам почувствовать
разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра,
хаос метелей и смертные игры мороза. И души наши глубоки и буреломны, разливны
и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти.
Нам стал, по слову Тютчева, «родим древний хаос»; и
«безглагольные речи» его <естества> стали доступны и понятны нашим
сердцам. Нам открылся весь размах страстей и все крайности верха и низа,
«самозабвенной мглы» и «бессмертного солнца ума» (Пушкин), сонной вялости и
буйной одержимости, бесконечной преданности на смерть и неугасимой ненависти на
всю жизнь. Мы коснулись в лице наших Святых высшей, ангельской праведности; и
сами изведали природу последних падений, безумства, злодейства и сатанинства.
Из этих падений мы вынесли всю полноту покаяния и всю остроту совестных угрызений,
сознание своего «ничтожества» и близость к смирению. Но тяжести смирения мы не
вынесли и меры его не соблюли: мы впали в самоуничтожение и уныние; и решили,
что «мы — перед Западом — ничто». И не справившись с этим чрезмерным бременем
самоглодания и самоуничижения, вознаградили себя мечтанием о том, что «мы —
народ богоносец», что мы — «соль вселенной»... Мало того, мы не выдержали
соблазна этой вседоступности, этой душевной раскачки и впали в духовное
всесмешение: мы потеряли грани божественного и небожественного, неба и земли,
добра и зла; мы попытались обожествить сладострастие и возвеличить грех; мы
захотели воспеть преступление и прославить слепую одержимость; мы отвернулись
от стыда, погасили разум, разлюбили трезвение, потеряли дорогу к духовной очевидности.
И вот, перед революцией — хлыстовское начало захватило русскую интеллигенцию:
возникли хлыстовское искусство, хлыстовская философия, хлыстовская политика —
политика вседоступности и вседозволенности... И все пошло верхним концом
вниз...
Но соблюдем же наши дары и одолеем наши соблазны. Чувство беспредельности, живой опыт ночной стихии, дар
пророческой одержимости — дала нам наша родина. Отречься от этого дара —
значило бы отречься и от нее, и от себя. А о том, как понести и оформить этот
дар, не падая и не роняя его, как очистить его от соблазнов, как освятить его
молитвою и пронизать Божиим лучом — об этом нам надо болеть и радеть
неустанно... Ибо это есть путь к исцелению и расцвету всей русской культуры.
* * *
Всем тем Россия дала нам религиозно живую, религиозно
открытую душу. Издревле и изначально русская душа открылась
Божественному и восприняла Его луч; и сохранила отзывчивость и чуткость ко
всему значительному и совершенному на земле.
«Нет на земле ничтожного мгновенья», сказал русский поэт; и
к испытанью, к удостоверенью этого нам даны живые пути. За обставшими нас
«всегда безмолвными предметами» нам дано осязать незримое присутствие живой
тайны; нам дано чуять веяние «нездешнего мира». И наши поэты, наши пророки
удостоверили нам, что это духовное осязание нас не обманывает: орлим зраком
видели они воочию эту «таинственную отчизну» и свое служение осмысливали сами
как пророческое.
Что есть жизнь человека без этой живой глубины, без этой
«осиянности и согретости» внутренним светом? Это — земное без Божественного;
внешнее без внутреннего; видимость без сущности; оболочка, лишенная главного;
пустой быт, бездыханный труп, повапленный гроб; суета, прах, пошлость...
Из глубины нашего Православия родился у нас этот верный
опыт, эта уверенность, что священное есть главное в жизни и
что без священного жизнь становится унижением и пошлостью; а
Пушкин и Гоголь подарили нам это клеймящее и решающее слово, которого, кажется,
совсем не ведают другие языки и народы...
Пусть не удается нам всегда и безошибочно отличить главное
от неглавного и священное от несвященного; пусть низы нашего народа блуждают в
предчувствующих суевериях, а верхи гоняются сослепу за пустыми и злыми
химерами. Страдания, посланные нам историей, отрезвят, очистят и освободят
нас... Но к самому естеству русской народной души принадлежит это взыскание Града. Она вечно прислушивается к поддонным колоколам
Китежа; она всегда готова начать паломничество к далекой и близкой святыне; она
всегда ищет углубить и освятить свой быт; она всегда стремится религиозно
приять и религиозно осмыслить мир... Православие научило нас освящать молитвою
каждый миг земного труда и страдания: и в рождении, и в смерти; и в молении о
дожде, и в окроплении плодов; и в миг последнего, общего, молчаливого присеста перед
отъездом, и в освящении ратного знамени, и в надписи на здании университета; и
в короновании царя, и в борьбе за единство и свободу отчизны. Оно научило нас
желанию быть святою Русью...
И что останется от нас, если мы развеем и утратим нашу
способность к религиозной очевидности, нашу, волю к религиозному мироприятию,
наше чувство непрестанного предстояния?
* * *
Созерцать научила нас Россия. В
созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера...
У зрячего глаза прикованы к дали; у слепого очи уходят вглубь.
О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные
цепи и гряды, и грозы, и громы, и сверкания! О, эти земные рощи, эти дремучие
боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные
заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные,
царственные торы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От
вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность,
наша песня, наша созерцающая «лень»...
Красота учит созерцать и видеть. И тот, кто увидел красоту,
тот становится ее пленником и ее творцом. Он мечтает о ней, пока не создаст ее;
а создав ее, он возвращается к ней мечтой за вдохновением. Он вносит ее во все: и в молитву, и в стены Кремля, и в кустарную ткань, и в
кружево, и в дела, и в поделки. От нее души становятся тоньше и нежнее, глубже
и певучее; от нее души научаются видеть себя, свое внутреннее и сокровенное. И
страна дает миру духовных ясновидцев.
Можно ли верить, не видя? Можно ли верить от воли и мысли?
Может ли рассуждение ума или усилие воли заменить в религии видение сердца?
Если это возможно, то это вера не наша; это вера чужая, западная, мертвая.
Православная Россия верит иначе, глубже, искреннее, пламеннее. В ее вере есть
место и воле; но воля не вынуждает из души веру, а сама родится от веры,
родится огненная, непреклонная, неистощимая. Есть место и разуму; но разум не
родит веру и не обессиливает ее ни рефлексией, ни логикой, ни сомнением; он сам
насыщается верою и мудреет от нее. Вера же родится оттого, что человек созерцает Бога любовью... И да хранят русские души эту веру и ее
источники до конца; да не соблазняются чужими неудачами и блужданиями...
Но ведь от чрезмерной созерцательности души становятся
мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми... Откроем же себе глаза
и на эту опасность; и будем неустанно ковать силу, верность и цельность нашего
русского характера.
* * *
Россия дала нам богатую, тонкую, подвижную и страстную жизнь чувства.
Что есть душа без чувства? Камень. Но разве на одном чувстве
можно строить характер народа?..
Носясь без руля и без ветрил, по воле «чувств», наша жизнь
принимает обличие каприза, самодурства, обидчивости, подполья,
неуравновешенности и ожесточенности. Но сочетаясь с природной добротою и с
мечтою о беспредельности, она создает чудные образы добродетели, гражданской
доблести и героизма.
Вот она, эта удоборастворимость русской души: способность
умилиться без сентиментальности; простить от всей души; закончить грешную
разбойную жизнь подвижничеством. Вот она, русская воля к совершенству:
способность к монашескому целомудрию, содержимому втайне; поиски отречения и
тишины; простота и естественность в геройстве; верность и стойкость перед лицом
мучений и смерти; предсмертная схима русских царей... Вот оно, русское мечтание
о полноте и всецелости: это всенародное христосованье на
Пасху; это собирание всех людей, всех сословий и всех земель русских под единую
руку; эта кафоличность веры; эти юношеские грезы о безусловной справедливости;
эти наивные мечты о преждевременном и непосильном братстве всех народов... Вот
она, эта склонность русского народа взращивать те общественные формы, которые
покоятся на братстве или зиждутся жертвою и любовию: приход,
артель, землячество; монастыри; человеколюбивые учреждения, рождающиеся из
жертвы; монархический уклад, немыслимый без жертвенной любви к родине и к
царю...
И в ряду этих нравственных образов красуется своею мудростью
древнее русское соединение и разделение церкви и
государства. Церковь учит, ведет, наставляет, советует и помогает: укрепляет,
благословляет и очищает; но не посягает, не властвует, не повелевает и не
порабощает. Она блюдет свободу — пасомого и пасущего; и
потому не заискивает, не покоряется, не раболепствует и не угодничает; она — власть, но не от мира сего; она духовник и ангел хранитель. А
государство бережет, обороняет, покоит церковь и предоставляет ей все
необходимое; проверяет себя голосом церкви, ищет совета, духовного умудрения и
совестной чистоты. Но и оно не посягает на церковь, не возглавляет ее, не предписывает
церкви ее духовного закона и строя. Власть чтит свободу церкви, но не возлагает
на нее своего бремени, не искушает ее своими дарами и соблазнами, и сама творит
дело своей земной заботы; но творит его религиозно осмысленно и ответственно.
Есть чему поучиться Западу у русского Востока. Есть
непреходящая мудрость и доблесть в нашей истории...
И пусть не говорят, что «русская культура началась всего
лишь один век тому назад», что русский народ малограмотен, что он и думать-то
как следует не научился... Духовная культура совсем не исчерпывается культурою
рассудочной; напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура
разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и
чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения,
самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы; есть культура
храбрости и подвижничества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия. И
когда она позже других народов приступила к разумному и научному оформлению
своих накопленных в духе богатств, то ей было откуда черпать свои
содержания; и самобытность ее созданий прославилась по всему миру. Наших
кладезей и рудников, наших подземных озер и горных жил — никто и никогда не
сможет отнять у нас. И заменить их было бы нечем: ибо их не даст никакой
рассудок и их не заменит никакой «ум». Мало того: без них самый ум есть
глупость; без них рассудок уводит науку в несущественность и мертвенное
крючкотворство; без них философия становится праздной и кощунственной игрой
ума.
Пусть же неосведомленные и духовно слепые люди, выше всего
ставящие умственную полуобразованность массы, говорят о мнимой «некультурности»
России. На самом деле Россия есть страна древней и самобытной духовной
культуры; и не западным ученым позволительно судить о ней понаслышке. И пусть в
научной культуре Россия страна молодая; ведь ее старейшему университету только
что минуло 175 лет... Что ж, тем богаче и плодотворнее будет ее будущее... И
это будущее да будет органически и целостно связано с ее сокровенным духовным
богатством!..
Но ведь чувствительность и фантазерство в политике бывают
беспочвенны, безвольны и гибельны; а нравственный идеализм может выродиться в
сентиментальность, в пустое, рудинское прекраснословие, в моральную
заносчивость... Запомним же это! Не забудем этой опасности! Но не отречемся же
из-за нее от наших сокровищ и не будем искать спасения в механической пустоте и
«американизме»...
* * *
И еще один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий,
наш поющий язык.
В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь
неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность,
и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и
ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и
надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних
колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи.
В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки
звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало
божественных видений...
Пока звучит он в своей неописуемой музыкальности, в своей
открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая
власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмичной гибкости, кажется,
что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем,
что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные,
то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями...
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного,
рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и
пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И
русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую зовет его — его язык...
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить
его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его
органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его — значит не
любить и не блюсти нашу Родину.
А что есть человек без Родины?
Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от
нашей России?
Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только
тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу
речь. А до тех пор Россия будет непонятна и недоступна; до тех пор они не
найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется
нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.
А о Ней говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить,
о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Ее, блюсти Ее в себе; и
благодарить Творца за это счастье; и молчать.
2. О ПУТЯХ РОССИИ
Неисповедимы Божии пути. Сокрыты от нас Его предначертания,
и знамения Его скудно постигаются нашим детским разумом. Лишь края риз Его
касаемся мы в наших постижениях, и лишь в священном тумане виднеются нам судьбы
нашей земли...
Есть ли русская душа, которая не вострепетала бы и не
смутилась в наши годы и не подумала бы с укором о своем народе и с малодушием о
судьбах и путях нашей России?.. О, эти годы, годы распада, бессилия и стона...
Годы соблазна и стыда... Восстания и отрезвляющей расплаты... И героического
умирания лучших сынов... Нам ли не смутиться? Нам ли не пасть духом? И когда же
конец испытанию? И куда ведешь Ты нас, Ангел Божий?
* * *
Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не
только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и
его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть
молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение
грядущего.
Эта запись о России дана всякой смущенной и вопрошающей
русской душе — пусть приникает и читает; и читая, пусть разумеет и укрепляется,
а укрепившись, пусть не малодушествует и не ропщет.
Пусть не думает, что мы «слабее или хуже всех народов»;
пусть не судит легкомысленно или предательски о славянском племени; пусть не
корит наших предков; пусть не тоскует и не трепещет за судьбы наших внуков. Но
пусть в молитвенной уверенности борется за Россию и ожидает грядущих событий и
свершений.
* * *
Ни один народ в мире не имел такого бремени и
такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук — такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек
наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И если мы,
подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить
ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..
Первое наше бремя есть бремя земли — необъятного,
непокорного, разбегающегося пространства: шестая часть суши в едином великом
куске; три с половиною Китая; сорок четыре германских империи. Не мы «взяли»
это пространство — равнинное, открытое, беззащитное: оно само навязалось нам;
оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся
отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. Россия имела только два пути:
или стереться и не быть, или замирить свои необозримые окраины оружием и
государственною властью... Россия подъяла это бремя и понесла его; и
осуществила единственное в мире явление.
Второе наше бремя есть бремя природы. Этот
океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит (вспомним былину
о Садко), но само не дается и нам ничего не дарит... Эта гладь повсюдная,
безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не
ограждая нас ни от бури, ни от врага... Эта почва, скудная там, где леса дают оборону,
и благодатная там, где голая степь открыта для набега... Эти богатства,
сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до тех пор, пока он не создаст
замирение и безопасность... Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти
бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге —
царство ледяного ветра и палящего зноя... Но Россия не имела выбора: славянские
племена пришли, говорят, позднее других через ворота Азии и должны были
вернуться с Карпатских гор на Русскую равнину. И это бремя было принято нами, и
суровая природа стала нашею судьбою, единственною и неповторимою в истории.
И третье наше бремя есть бремя народности. Сто
семьдесят миллионов людей, то сосредоточенных, то рассеянных в степях, то
затерянных в лесах и болотах; до ста восьмидесяти различных племен и наречий; и
до самого двадцатого века — целая треть неславян и около одной шестой
нехристианских исповеданий. Мы должны были принять и это бремя: не искоренить,
не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную
жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину. Найти ту духовную глубину,
и ширину, и гибкость творческого акта, в лоне которых каждое включаемое племя
нашло бы себе место и свободу посильно цвести — одни доцветая, другие расцветая.
Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого
разноголосого человеческого моря; всех соблюсти, всех примирить, всем дать
молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в
государственное и культурное строительство. Но для этого мы должны были прежде
всего сами расти, молиться, творить и петь. И вот Россия подъяла и бремя своих
народностей, подъяла и понесла его — единственное в мире явление...
Нам дано было огромное обилие пространств и племен,
несвязанных, несопринадлежащих, тянущих врозь, посягающих и распадающихся, и
трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих
условиях, из этого обилия в три-четыре века единое великое государство и единую
великую духовную культуру. Наш путь
вел из непрестанной нужды через непрерывные, великие опасности к духовному и
государственному величию; и не было отсрочек; и не могло быть ни отпуска, ни
отдыха. Вспомним: Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — двести войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин
насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей
жизни. Одно татарское иго длилось 250 лет; а в последний раз Москва была
обложена татарами в самом конце шестнадцатого столетия.
Из века в век наша забота была не о том, как лучше
устроиться или как легче прожить, но лишь о том,
чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть
очередную опасность; не как справедливость и счастье добыть, а как врага или
несчастье избыть; и еще: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не
развязать всеобщую губительную смуту...
Народы не выбирают себе своих жребиев; каждый приемлет свое
бремя и свое задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше
задание. И это бремя превратило всю нашу историю в живую трагедию
жертвы; и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным
служением, непрерывным и часто непосильным... И как часто другие народы
спасались нашими жертвами и безмолвно и безвозвратно принимали наше великое
служение... с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас, как о «некультурном
народе» или «низшей расе»...
* * *
История России есть история муки и борьбы: от печенегов и
хазар — до великой войны двадцатого века. Отовсюду доступные, ниоткуда не
защищенные — мы веками оставались приманкой для оседлого Запада и вожделенной
добычей для кочевого Востока и Юга. Нам как будто на роду было написано — всю
жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и
разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в
неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде. Века
тревоги, века бранного напряжения, века неудачи, ухода, собирания сил и нового,
непрекращающегося ратного напряжения — вот наша история. Погибла в разорении,
едва расцветши, дивная Киевская Русь — уже ушла Россия на север, уже строит
Суздаль Москву. Но не сложилась еще северная земля в своей чудной лесной
строгости и созерцательной простоте, а уже огонь и меч татарина испепелили
Россию... Мало было уйти в леса, надо было еще уйти в себя — в глушь сосредоточенного, скорбного молчания, в глубь
молитвы, в немое, осторожное собирание перегорающей и выжидающей силы. Триста
пятьдесят лет колобродили монголы на Руси; жгли и грабили; возвращались,
свергнутые, и вламывались, изгнанные. Но не одолели Руси; сами изжились и
выродились, иссякли и захирели, но не истощили утробу нашего духа.
Триста пятьдесят лет учились мы в горе и унижении. И
научились. Чему?
Мы научились хоронить чашу национальную
святыню в недосягаемости. Мы постигли тайну уходящего Китежа, столь
недоступного врагу и столь близкого нам, неразрушимого и всеосвящающего; мы
научились внимать его сверхчувственному, сокровенному благовесту; в дремучей
душевной чаще нашли мы таинственное духовное озеро, вечно огражденное, навеки
неиссякающее — боговидческое око русской земли, око откровения. И
от него мы получили наше умудрение; и от него мы повели наше собирание сил и
нашу борьбу — наше национальное Воскресение... И от него мы поведем и впредь
наше освобождение и национальное восстановление — все равно, какие бы хищники
ни завладели бы временно нашей Россией и какие народы не вторглись бы еще в
наши пространства...
Вот откуда наша русская способность — незримо
возрождаться в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Xpucmoвo!
Вот откуда наше русское умение — таить в глубине
неиссякаемые, неисчерпаемые духовные силы, силы поддонного Кремля, укрытого и
укрывающего «я». Вот откуда наше русское искусство — побеждать
отступая, не гибнуть в огне земных пожаров и не распадаться в
вещественной разрухе, все равно, горит ли Москва от Девлет-Гирея или от
дванадесяти языков; пан ли Жолкевский засел под Иваном Великим, или Бонапарт взрывает
Кремль, покидая его, или же коммунистические святотатцы вьют свое поганое
гнездо над Царь-пушкою...
Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно
отстаиваться в беде и в смуте; в распадении не теряться; в страдании трезветь и
молиться; в несчастии собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти
после поражения; жить в крайней скудости, незримо богатея
духом; не иссякать в истощении; не опустошаться в запустении; но возрождаться
из пепла и на костях; все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать
значительное, прекрасное, великое... и быстро доводить возрожденную жизнь до
расцвета...
Читайте же, маловерные, скрижали нашего прошлого; читайте и
умудряйтесь; но стойте и боритесь до конца; и не ропщите в ожидании грядущего.
Не меняет народ в пятнадцать лет смуты своего тысячелетнего уклада. Не избыть,
не исчерпать коммунистам русской силы.
* * *
Изжились, расступились монгольские племена и открыли нам
пути на восток и на юг. Но не пришло успокоение на Русь: север и запад
потянулись в наши просторы; и этой тяге, этому спору и отпору еще и поныне не
сказано последнее слово. История России есть история ее
самообороны: потому она и провоевала две трети своей жизни. Русский
народ не жесток и не воинственен — нет, он от природы благодушен, гостеприимен
и созерцателен; но русские поля искони были со всех сторон открыты, и все
народы рады были травить их безнаказанно. Издревле русский пахарь погибал без
меча, а русский воин кормился сохой и косою. Воевала Русь и один на один;
воевала и против двух врагов, и против пяти, и против девяти, и против
дванадесяти. История наша есть история осажденной крепости, история сполоха,
приступа, отражения и крови.
Так возник и былой сословно-крепостной уклад: все были нужны
России — и воины, и плательщики, и хозяева, и чиновники; каждый на своем месте,
каждый во всей своей силе, каждый до последнего вздоха. И было время, когда
великий русский царь, закрепостив всю страну сверху донизу, — сам весь огонь
вдохновения, весь служение, жертва и труд, — не пожалел и сына своего,
закрепостив и его, в самой смерти его, грядущему величию родины.
И доныне изумляются наши историки, как мог русский народ
нести такие жертвы и вносить такие подати. И мог и нес; и тем строил нашу
великую Россию. И не было для него жертвы «чрезмерной»; а для русского солдата не было «невозможного». И все спасались духом жертвы, духом
подвига, духом единения, внимая сокровенному благовесту поддонного Кремля. И
только временами, изнемогая от бремени, падая духом, запутываясь в чаще
страстей, терял русский народ пути к своему Китежу, изменял служению, впадал в
смуту и воровство и гиб от внутренних посяганий и раздоров. Судить ли
изнемогших? Клеймить ли того, кто пал духом? Отвергать ли и обрекать ли того,
кто временно запутался в злых страстях?
Велик в своем служении и в жертвенности русский народ. Тих,
и прост, и благодушен, и даровит в быту своем. Глубок, и самобытен, и окрылен в
богосозерцании. Но страстна и широка его душа и по-детски отзывчива на
искушения и соблазны. И в детской беспечности своей забывает он перекреститься,
доколе не грянет гром. Но грянул гром — и перекрестится; и сгинет нечистое наваждение.
И уже, смотрите, — в годину величайшей соблазненности и
величайшего крушения — уже началось и совершается незримое
возрождение в зримом умирании. Да славится в нас Воскресение Христово...
* * *
Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы,
малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые
глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы, и явные дары, и
таинственное призвание нашего народа, нашего русского величия; уверенно
разуметь и уверенно провидеть грядущее всенародное воскресение России.
Неисповедимы Божии пути. Сокрыты от нас Его предначертания.
И только края ризы Его касаемся мы в наших постижениях.
Но в недрах нашего прошлого нам даны великие залоги и
благодатные источники. И видя их, приникая к ним и упояясь ими, мы уже не
сомневаемся в тех путях, по которым ведет нас Ангел Божий, но в молитвенном
напряжении уверенно ожидаем грядущих событий и свершений... Ибо с нами Господь
нашего Китежа<!>
3. РОДИНА И ГЕНИЙ
В чужой стране, далеко от родных пределов, исстрадавшиеся и
утомленные, но не забывшие и не разлюбившие, собираемся мы здесь, отторгнутые
сыны, живые обломки нашей чудесной и несчастной России. Собираемся для того,
чтобы сказать друг другу, что мы — по-прежнему ее верные сыны; что по-прежнему мы
ею живем и дышим; и что алтари ее будут святы в наших сердцах до последнего
нашего земного вздоха...
Этот День Русской Культуры есть как бы день нашей свободно и
добровольно из глубины обновляемой присяги, не формальной, а
таинственно-духовной — присяги на духовную верность нашей Родине. Что бы ни
случилось с нами, какие бы еще испытания и страдания ни ожидали нас впереди, ей
принадлежат и будут принадлежать наши помыслы, наши мечты, наши усилия и труды,
ей и ее грядущему, невиданному еще расцвету.
Это верно так, как священны ее святыни, как велики ее
пророки и зиждители, как крылат ее дух и могуч ее язык. Это верно, так как есть Бог и благодатны пути Его...
* * *
Легка и радостна нам эта духовная присяга; ибо в ней
выговаривается то, что для нас единственно возможно. Ведь эту присягу
выговаривают не уста наши, и не рассудок, и не душевное настроение; нет, ее
безмолвно произносит некое последнее недро нашего человеческого естества, над
которым не властен человеческий произвол, но в глубине которого уже решен
навеки вопрос, имеем ли мы Родину и где она.
Воистину, не от человеческого произволения зависит, иметь
Родину или не иметь ее, оторваться от нее или переменить ее. Одни хотели бы
уйти и не могут; другие хотели бы приобрести ее и не знают, что для этого
сделать... Здесь могут не помочь ни усилия сознания, ни решения воли; здесь
может обмануть и мечта, и всякая бескрылая теория; и быт здесь не свяжет, ибо к
быту можно привыкнуть; и даже начало расы и крови не сможет сказать здесь
последнего, решающего слова.
Здесь — тайна, живая тайна неразрывной связи; и большинство
людей стоит перед этой тайной как бы в беспомощности и бессилии: одни
счастливые, нашедшие свою Родину, сами не зная как, богатые и сильные, с
осмысленной и освященной жизнью; другие несчастные, не нашедшие своей Родины и
сами не знающие ни того, как это случилось, что они ее не нашли, ни того, что
им надо сделать, чтобы ее обрести — бедные, слабые и безродные, с неосмысленной
и неосвященной жизнью...
И вот, нам, счастливым и богатым, подобает здесь и сегодня,
в День Русской Культуры, сказать друг другу об этой тайне, и о том, как Родина
обретается, и о том, чем надлежит поддерживать в сердцах ее огонь.
Ибо легко и незаметно, так, как распускается цветок, как
плывут облака и как текут наши великолепные, пышные реки, так родится и
слагается чувство Родины и любовь к ней, и власть ее над человеком — тогда,
когда люди живут в своей стране и среди своего народа, в
потоке и в цветении его единой и общей жизни; и мы, прожившие так большую часть
нашей жизни, получившие, напитавшиеся и обогатившиеся, стали русскими
легко и незаметно; и утратить нам нашу русскость невозможно.
Но не так обстоит с нашими детьми — или безвременно
оторванными от единой и общей русской стихии, от русского быта,
царственно насыщенного русским бытием, или же рождающимися на чужбине. И у них таинство России не
может свершиться в душе с тою незаметною легкостью расцветания, как это было у
нас.
Живя в чужой стране, в иной природе, окруженные чуждым бытом
и нерусскими народами, они не могут напитаться духом своей Родины, пребывая в
состоянии бездеятельной восприимчивости. Нет, Родина может быть дана им и может
быть взята ими только в процессе творчества, делания, в
процессе пробуждения, укрепления и насыщения тех задатков, которые скрыты в
глубине их душ... Не так, как вдыхают <полевые цветы,> лесные ароматы; но
так, как находят, расчищают и окапывают подземные ключи.
И если мы, живя в своей стране, среди родного народа, могли
быть уверены, что Родина сама пропитает души наших детей и удержит их в своем
щедром и властном лоне; и если мы поэтому, как неразумные богачи, не заботились
о главном сокровище наших душ и нашей жизни, то ныне это стало невозможным.
Ныне мы призваны к тому, чтобы найти ключи от тайны русского
духа. Мы должны найти пути, которые ведут к русскости души; мы должны соблюсти эти тропинки и дороги. Мы
должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти
дороги действительно ведут к великим свершениям и
чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским —
это дар и счастье, призвание и обетование; что в этом есть
Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы
должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные
задания, ожидающие его на этом пути, — вот так, как мудрая старушка снаряжала в
путь Ивана-царевича...
Но чтобы передать эту мудрость нашим царевичам, нам надо
самим сначала умудриться. Надо самим иметь и уметь <,чтобы передать и
научить>. Надо знать, в чем состоит русскость русского и
как приобретается она... — та особенная своеобразность нашей Родины и ее
народа, ее души и ее культуры, которую из других народов не любит и не чтит
только тот, кто ее не изведал, не испытал и не уведал.
И если мы доселе не знаем этого и не умеем этого, то вот
наше очередное и величайшее задание: познать, чтобы передать, и уметь, чтобы
научить; чтобы показать это и рассказать об этом и нашим детям, и другим
народам, среди которых мы влачим неволю нашего рассеяния.
* * *
Не пытайтесь свести Родину к телесному <и вещественному>,
к земле и природе... Посмотрите: силою судеб мы оторваны от всего этого; а она
незримо присутствует в нас. Она не покинула нас, и мы не оторвались от нее; а
внешняя разлука состоялась уже давно.
Ищите лучше русскость русского духа прежде всего в душевном укладе человека и еще в тех содержаниях, которые
были созданы этим душевным укладом; а потом уже — в той природе, которая
взлелеяла этот душевный уклад, и во всем том телесном и вещественном, что
укрыло его в себе и явило его через себя.
Но не останавливайтесь на этом: ищите русскость русского в
тех душевных состояниях, которые обращают человека к Богу в
небесах и ко всему божественному на земле, т. е. в духовности человека. Вот подлинное жилище Родины, вот подлинное
ее обнаружение, когда душа человека, «томимая духовной жаждою», отвертывается
от «случайных и напрасных даров» земной жизни и, испытывая жизнь без Бога как
«мрачную пустыню», обращается из глубины своей к благодатным предметам.
Пусть скудны и слабы ее силы; пусть не дается ей более, чем
осязание краешка ризы Божией... Но именно в эти минуты свои, в этих состояниях
своих она — вся жизнь, вся трепещет сверху донизу: в ней
оживают ее главные дары; в ней напрягаются ее главные силы, и она переживает час своего духовного
плодоношения.
В эти минуты — знает человек это или не знает, хочет он
этого или не хочет (и иногда, может быть, лучше, если не знает, если не
старается и не умничает) — в эти миг и часы в бессознательной глубине его души,
томившейся и рвавшейся, и вот, подобно ангелу, воспевшей песнь своего полета,
пробуждаются исконные, <родовые,> народные
силы души и содержание духа. И тогда человек любит именно так, как любит
его народ в своеобразии своем; тогда он молится его молитвою; тоскует и поет
так, как тоскует и поет его народ; «народно» творит, национально веселится и
пляшет; чудесно вдохновленный, являет и осуществляет свою Родину.
* * *
Душа не священна сама по себе; она священна духом
и своею одухотворенностью.
И быт не свят сам по себе; он освящается бытием
— личным и народным.
Но то, что освящено духом и бытием, то становится его сосудом или его ризою. И то, во что
излился дух — и человек, и картина, и напев, и храм, и крепостная стена, —
становится священным и дорогим, как открывшийся мне и нам, нашему народу и
нашей стране лик самого Божества.
И вот, Родина есть выстраданные нами и открывшиеся нам лики Божии: в молитвах, иконах и храмах; в песнях, поэмах и
трагедиях; в созданиях искусства и в подвигах наших святых и героев. И еще:
Родина — это тот национальный строй и уклад души, который
выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который
незаметно, но неизменно владеет и моею душою, ее дыханием, и вздохом, и стоном,
и жестом, и языком, и пляскою. И еще: Родина — это те люди, те
вдохновленные боговидцы и осененные пророки,
которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и
создали для нас узренные ими лики Божии.
Родина есть нечто от духа и для духа. И
тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него
темною загадкою и странною ненужностью. На безродность обречен
тот, у кого душа закрыта для Божественного, глуха и слепа для него. И если
религия прежде всего призвана раскрыть души для Божественного, то интернационализм безродных душ коренится прежде всего в религиозном кризисе нашего времени.
Но именно поэтому творцы духа суть живые очаги
Родины. Назови мне, кто те пророки, гении и герои, перед которыми ты в
любви преклоняешься, и я скажу тебе, какого ты духа и где твоя Родина... Ибо ты
любишь их и преклоняешься перед ними потому, что они облегчили тебе бремя твоей
жизни, показали тебе путь к устроению твоей души, дали тебе утешение, дали тебе
радость быть сильным; через них ты утвердил себя, свою личность, свой дух и
свой характер; и поэтому — знаешь ты о том или не знаешь, — они твои пастыри,
учители и вожди, создавшие твою Родину и указавшие ее тебе.
Свершив свое жизненное дело и покидая землю, гений оставляет
нам в назидание и облегчение — ризу своего душевного уклада, своего духовного
акта. И народ искони понимали это, связывая свое бытие и свое национальное и
государственное самоутверждение с культом своих великих предков, героев и
святых.
Дело пророка и гения состоит в том, что он, пребывая во
внешней и внутренней стихии своего народа, приемля все его бремена и слабости,
его страдания и беды, ставит себя и в своем лице свой народ перед
лицо Божие и выговаривает от всего своего народа символ национального
Боговосприятия. Этим он указует своему народу верный путь к духу и
духовности; и сам остается тем духовным очагом, около которого размножается среди
целых поколений огонь духовного горения, размножается, не умаляясь, не убывая;
и сам остается тем духовным алтарем, вокруг которого собираются и из века в век
будут собираться сыны его Родины, утверждая в нем и через него, через его
творчество и через его создания — свое единство с ним и
свое единение с Родиной.
Вот почему правы мудрецы, утверждавшие, что народ и его
герои — суть одно<!>
Да, пророки и гении зиждут Родину...
И тот, кто ищет путей к России, тот пусть идет к е гениям и
пророкам. Ибо они подняли на свои плеч наши бремена и наши слабости, наши
страдания и беды; и приняли дары нашей природы и нашего духа; и, поставив нас
во всей этой данности перед лицо Божие открыли наши очи, и отверзли наш слух, и
дали нам мощный язык, и закалили наши сердца, и выговорили за нас и от нас
символ нашего национального Боговосприятия. Они показали нам и то, чем мы призваны быть; и то, к чему мы способны; и
то, как нам восходить на эту высокую и трудную гору. Это
наши живые алтари, наши очаги, наши ангелы-хранители.
Не к ним ли, не к ним ли идти в минуту горя, в час крушения,
в тот час, когда нам покажется, что наш жизнь «осуждена на казнь тайною
судьбою»?
Не к ним ли вести наших детей, чтобы они дали им в порядке чистой духовности то, от чего тайная судьба отторгла их по пространству и по быту?
* * *
Да, конечно, к ним<!>
Тот, кто нашел свою Родину, тот знает ее гениев и пророков и
испытывает их, как своих учителей, вождей и ангелов-хранителей. И тот, кто ищет
путей к своей Родине для того, чтобы открыть их детям, пусть ведет их к гениям,
пророкам и вождям своей Родины.
И не естественно ли, не верно ли поступили мы, что связали
День Русской Культуры, справляемый нами на чужбине, с именем нашего великого и
чудесного Пушкина?
* * *
Единственный по глубине и ширине, и силе, по царственной
свободе духа и по завершенной необходимости формы, Пушкин, этот «таинственный
певец», дан нам был для того, чтобы создать солнечный центр нашей
истории, чтобы сосредоточить в себе все необъятное богатство русского
духа и всю его вселенскую ширину и вернуть все это в глаголах бессмертной
красоты...
Он дан был нам как залог, как обетование, как благодатное
удостоверение того, что и на нашу ширь, и на нашу страсть, и на наш
беспредельный размах — есть, и может быть, и будет найдена и
создана такая совершенная, такая завершенная форма, о которой мечтали и
всегда будут мечтать для себя все <другие> народы...
Его дух, как некий грандиозный водоем, собрал в себе все
живые струи, все подпочвенные воды русской истории и русского духа. И пока
стоит Россия, до тех пор к целебным водам этой вдохновенно возмущенной купели
будут собираться все ее народы:
и гордый внук славян,
и финн, и ныне дикий
тунгус, и друг степей калмык...
— все с одной жаждою, все с одной надеждою: упиться
божественной гармонией, в которой восславлен Господь из глуби и шири нашего
безмерного простора, наших непокорных страстей...
Здесь все наше бремя, и все страдания и трудности нашего
прошлого, и все страсти наши — все принято, все умудрено, все очищено, все
просветлено и прощено в глаголах законченной солнечной мудрости. Все смутное
стало очевидным; все страдания преобразились в радость бытия. Оформились, не
умаляясь, наши просторы; и дивными цветами зацвели горизонты нашего духа. Все
нашло себе легкие законы неощутимо легкой меры. И самое безумие явилось нам в
образе вдохновенного прозрения и вещания. Взоры русской души обратились не к
больным и бесплодным запутанностям, чреватым соблазнами и гибелью, а в
кристальные глубины солнечных пространств. И дивное глубокомыслие и
глубокочувствие сочеталось с радостью поющей и играющей формы...
Впервые раздался и был пропет Богу и миру от лица России
гимн приятия и утверждения; гимн радости сквозь все страдания; гимн очевидности
сквозь все пугающие мороки земли...
Впервые от лица России и к России была сказана эта чистая и
могучая осанна — осанна глубокого, русским Православием
вскормленного мироприятия и Бого-благословения; осанна пророка и поэта, мудреца
и ребенка, о которой мечтали Гераклит, Шиллер и Достоевский... И если
какой-нибудь народ, одаренный и великий, измученный в непомерных напряжениях и
страданиях своей истории, имел нужду и право на этот пророческий гимн на эту
радостную осанну, то это был наш народ, это были мы, русские...
И могло ли это не состояться, что этот радостный и чудный
утешитель, этот совершитель нашего духовного акта, этот основоположник русского
национального характера, этот завершитель нашего национального естества стал солнечным центром нашей истории?
Пушкин, наш шестикрылый серафим, отверзший наши зеницы и
давший нам внять горнее и подводное естество мира, вложивший нам в уста «жало
мудрыя змеи» и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное
сердце в огненный угль, он дал нам залог и явь нашего национального величия, он
раскрыл нам блаженство и власть и спасительность завершенной
формы... И он же дал нам еще один великий и последний дар: он дал нам
возможность, и основание, и право благословлять нашу Родину всегда и во всем,
любить ее, гордиться ею и прозревать ее великое будущее — нерушимо верить в нее
и в ее грядущий расцвет, что бы ни принесла нам ее история, какие бы еще
лишения и страдания ни выпали на долю русских поколений...
И в годы разложения и стыда, унижения и смуты, воочию
созерцая «бессмысленный и беспощадный русский бунт», сколько раз там, в глубине
России, в опасностях и тюрьмах, сколько раз спрашивали мы себя: «неужто конец?
неужто мы погибли? неужто кончено с нашей замученной, с нашей изумительной
Россией?..»
И каждый раз два луча утешали и укрепляли душу в ее
утомлении и сомнении: религиозная чистота и мудрость русского
православия и пророческая богоозаренность нашего дивного Пушкина...
* * *
Скажем же всем народам, у очага которых мы сидим как
временные странники: «Хотите видеть и испытать Россию — тогда идите к ее
пророкам и гениям; и научитесь внимать им на их языке<!>
Не думайте судить о России, не озарив свою душу подлинным звуком реченных
Пушкиным глаголов<!> Научитесь петь и молиться с ним<!> Научитесь
радоваться и принимать мир из цельности и глубины его осанны<!>
Научитесь отводить ему его место в мировом пантеоне гениев; и поймите, что он был тем, чем хотели быть многие и многие из
ваших гениев<!..>»
А детей наших поведем и приведем к нашим алтарям, к нашим пророкам
и нашим гениям. А из гениев — прежде всего и навсегда — к Пушкину...
Ибо здесь они найдут солнечное средоточие нашей
истории<!>
Здесь они найдут свою Родину<!>
|