Действительная религия зиждется на принципе двойственности. В ней необходимо и обязательно присутствие второго элемента двойственной пары «имманентное — трансцендентное», ибо человек переживает связь с тем, что выше его, т. е. с тем, что запредельно по отношению к миру явлений, находится за его гранью, что премирно. Если этого нет, если, например, Бог отождествляется с природой (пантеизм), с космосом (космизм), с энергией или любым внутренним, имманентным бытием, то, собственно, тогда отсутствует и религия (связь, соединение как ее признак и универсальный принцип). Истинные религии имеют дело с Богом как трансцендентным Духом. «В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он себя узнает, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию. Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом. Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получает такое выражение: религия есть переживание трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентно» (Б у л г а к о в  С. Свет Невечерний. — М., 1917. — С. 6).