Эти идеи, изложенные здесь в выражениях первоисточников, мы находим в древних памятниках христианской литературы: «Дидахэ»1, «Второе послание Климента2 к Коринфянам», «Пастырь Ерма»3, а также у монтанистов4, у Татиана5, Оригена и других. Отголоски этого отвержения мира и тела мы находим и позднее в III—IV веках, напр., у Антония Великого (ср., напр., Добротолюбие, том III, с. 43, 80, 109, 119); см. там же у Аввы Исайи (с. 427). Ср. у проф. И. В. Попова «Конспект лекций по патрологии»6.
1 Дидахе (греч., буквально — поучение, наставление) — один из наиболее древних раннехристианских памятников литературы. Относится к началу II в. н. э. Был обнаружен в 1875 г. Содержит основы христианского вероучения начального периода его формирования, описание обрядов, тексты молитв; в нем обрисованы также принципы организации раннехристианских общин.
2 Климент Римский (?—103) — отец церкви, епископ с 92 по 101 г., погиб мученической смертью при императоре Траяне. Известны два его «Послания к Коринфянам» — памятника раннехристианской литературы.
3 «Пастырь» — памятник раннехристианской литературы (I в.), созданный Ермом. Ангел, через которого Ерм получил откровения, имел вид пастыря, поэтому книга с изложением этих откровений и названа «Пастырь». О самом Ерме ничего не известно, кроме того, что он сообщил о себе в своем труде (см.: Писание мужей апостольских/Рус. пер. П. Преображенского. — М., 1862).
4 Монтанисты, или монтане — приверженцы монтанизма. христианского еретического движения, возникшего в середине II в. во Фригии и названного по имени его основателя Монтана. Считая материю произведением злого начала, отвергая брак, мясо и вино, ратуя за чистоту церкви, Монтан осуждал ее за снисхождение к падшим. Римская церковь, усвоив суровые требования монтанистов, стала называться ультрамонтанскою.
5 Татиан (ок. 120 — ок. 175) — сириец, христианский писатель, так называемый апологет вероучения Христа. Обличал язычников, держался учения о добром и злом начале, отвергал брак, мясо и вино. Самое известное его произведение «Речь против эллинов». Последователи его названы енкратитами (воздержниками) и гидропарастатами, потому что, гнушаясь вином, употребляли в евхаристии одну воду.
6 Попов И. В. Конспект лекций по патрологии. — Сергиев Посад, 1916.